Найти тему
ProFinance.ru

Лучше не будет: инвесторов ждет еще один ужасный год

Многие настроены слишком оптимистично

После кошмарного 2022 года потрясенным инвесторам придется компенсировать потери и многое обдумать. Необходимо распределить активы по классам, выбрать одни отрасли и проигнорировать другие, а также спрогнозировать каждый экономический показатель. Профессиональные инвестиционные менеджеры столкнулись с еще одной проблемой: как предотвратить уход нервничающих клиентов. Но есть один самый главный, который довлеет над каждой катастрофой. Худшее уже позади?

С экономической точки зрения есть однозначный ответ: год будет напряженным. Глава МВФ Кристалина Георгиева предупредила 1 января, что треть мировой экономики, скорее всего, скатится в рецессию в 2023 году. Спады, вероятно, уже начались в еврозоне и Великобритании. В недавнем опросе, проведенном Чикагским университетом и Financial Times среди экономистов, 85% респондентов заявили, что Америка последует за ними до конца года.

Это не предвещает еще одну мясорубку, а даже может означать обратное. Теоретически рынки смотрят в будущее, при этом опасения из-за рецессии преследовали мир большую часть 2022 года. Такой распространенный консенсус должен быть учтен в нынешних ценах, а это означает, что даже незначительное улучшение прогнозов поддержит цены. Действительно, аналитики JPMorgan Asset Management, исходя из широкого консенсуса по поводу наступления рецессии, утверждают, что цены на акции на самом деле будут выше к концу 2023 года, чем в начале. И они не единственные, кто настроен оптимистично. Исследователи из Goldman Sachs считают, что цены на акции упадут в ближайшей перспективе, но восстановятся к концу года. Полные оптимизма аналитики Deutsche Bank ожидают, что индекс крупных американских компаний S&P 500 завершит год на 17% выше, чем сейчас.

Если этот год станет повторением 2022 года с большими потерями как для акций, так и для облигаций, это будет необычно. В большинстве случаев цены на акции растут. Они редко падают два года подряд. В последний раз S&P 500 снижался так долго двадцать лет назад, во время пузыря доткомов. Прошлогодний обвал облигаций связан с тем, что Федеральная резервная система повышала ставки самыми быстрыми темпами с 1980-х годов, что вряд ли повторится.

Повод для пессимизма

Тем не менее, есть основания полагать, что впереди будет еще больше проблем. Первая причина: акции по-прежнему стоят дорого по историческим меркам по сравнению с базовой прибылью. Несмотря на прошлогоднее падение, коэффициент цена/прибыль для акций «роста» — акций компаний, обещающих большую прибыль в будущем, — вернулся только к уровню 2019 года. Это самый высокий показатель со времен глобального финансового кризиса 2007-09 годов: уровень, который был достигнут после десяти лет бычьего рынка. Действительно, акции «стоимости», имеющие низкую цену по сравнению с балансовыми активами фирмы, выглядят привлекательнее. Но с началом рецессии оба типа оказались уязвимы к снижению доходов, которое, в целом, еще не материализовалось.

Более того, нынешняя оценочная стоимость сформировалась в необычный период, в течение которого центральные банки бесконечно закачивали ликвидность на рынок с помощью количественного смягчения. Покупая государственные облигации с помощью недавно напечатанных денег, ФРС и другие ЦБ снизили доходность и подтолкнули инвесторов к поиску прибыли в более рискованных активах, таких как акции. Теперь программы количественного смягчения сворачиваются. В частности, это приведет к тому, что правительства будут гораздо больше зависеть от частных инвесторов, владеющих их долгами. В 2022-23 финансовом году американскому Минфину, возможно, потребуется занять у инвесторов почти в два раза больше, чем в течение каждого из двух лет до пандемии Covid-19, и в четыре раза больше, чем в среднем за пять лет до этого. Даже без повышения краткосрочных процентных ставок центральными банками этот избыток может привести к снижению цен на облигации и росту доходности. Соответственно, как и в 2022 году, акции будут выглядеть менее привлекательно.

Еще одна причина для пессимизма — расхождение между экономистами и инвесторами. Хотя эксперты прогнозируют рецессию, многие игроки по-прежнему надеются, что ее удастся избежать. Рынки ожидают, что базовая ставка ФРС достигнет пика ниже 5% в первой половине года, а затем снизится. Руководители ЦБ не согласны с этим. По их прогнозам, процентная ставка превысит 5% к концу года.

Получается, инвесторы делают ставку либо на то, что инфляция упадет до целевого уровня быстрее, чем ожидает ФРС, либо на то, что чиновники не решатся на негативные последствия, которые были бы с этим связаны. Безусловно, есть шанс, что они окажутся правы. Но рынки провели большую часть 2022 года, недооценивая ястребиный настрой ФРС, но в результате Джером Пауэлл, глава центрального банка, на каждом заседании убеждал их в обратном. Если ситуация повторится, 2023 год станет еще одним неудачным годом для инвесторов.

Подготовлено Profinance.ru по материалам The Economist

MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Ровно год назад S&P 500 закрылся на самом высоком уровне в истории

Фондовые рынки потеряли $18 трлн, но в 2023 году их беды не закончатся

10 крупнейших неудачников S&P 500 в этом году потеряли $1,6 триллиона рыночной стоимости