Найти в Дзене

САМОЗАЩИТА СО СКРЫТЫМ ОРУЖИЕМ СУНТЭЦУ В ТОДА-РЮ И СИНДО ТЭНСИН-РЮ

Сунтэцу (寸鉄) - это небольшое ручное оружие, состоящее из короткого кованого железного стержня длиной пять-шесть сун (около 15-18 сантиметров), прикрепленного к кольцу. В большинстве случаев кольцо крепится к стержню (который имеет круглое или шестиугольное сечение и диаметр от трех до пяти бу, около 9-15 миллиметров) с помощью заклепки, которая позволяет вращаться и кольцу, и стержню. Когда кольцо надевалось на палец (обычно на средний), металлический стержень можно было вращать с помощью правильных тэсабаки (движений руки). Существовало много типов сунтэцу, которые в разных рюха назывались по-разному. В некоторых случаях часть кольца имела выступ и могло служить в качестве какутэ. Кольцо могло быть прикреплено к середине стержня, и тогда оружие имело симметричный вид (фото 2-16), или же оно могло быть прикреплено с одной из сторон, и тогда длинный конец часто был коническим. На фото 2-17 показано несколько асимметричных сунтэцу, некоторые из них имеют сужающиеся концы и выступы на кольце. Степень сужения варьировалась в зависимости от типа, но обычно кончик был не очень острым, поскольку сунтэцу предназначался для атаки жизненно важных точек, а не для прокалывания. Существовали также сунтэцу, в которых кольцо крепилось не к стержню, а к шипу или большой игле. На фото 2-18 показана пара такого типа из коллекции Иваи Кохаку. Это оружие, скорее всего, использовалось для прокалывания, и, возможно, предназначалось больше для убийства, чем для самообороны. Наиболее эффективно им можно было действовать на артерии.

Две школы, которые до сих пор используют сунтэцу, - это Тода-рю (戸田流, «Школа семьи Тода») и Синдо Тэнсин-рю (神道天心流, «Стиль Воли Небес Божественного Пути»). Сравнивая сунтэцу этих школ, можно сразу заметить, что сунтэцу, используемое последней (фото 2-19), длиннее и тоньше и имеет один заостренный конец. Он напоминает босюрикэн с прикрепленным к середине какутэ. Сунтэцу школы Тода-рю короче и толще.

Сунтэцу-дзюцу

Примерно в конце периода Эдо самурай из клана Одавара, Уэно Рюкитиро Тосихидэ, который к тому же был 7-м главой Синдо Тэнсин Рю, как рассказывают, был экспертом в сунтэцу, несмотря на свой маленький рост (его рост составлял около 157 см). В следующей интересной истории рассказывается, как он отразил нападение с помощью сунтэцу. Однажды Тосихидэ ехал верхом вдоль ручья в Одаваре, когда на него напал самурай из конкурирующего клана. Нападавший атаковал Тосихидэ с помощью сунтэцу, но Тосихидэ увернулся от удара, оставаясь на коне, и схватил руку нападавшего. Затем он с такой силой выкрутил нападавшему средний палец, что оторвал его вместе с сунтэцу.

Восьмой сокэ школы, Уэно Такаси, написал свиток под названием «Ниппон Дэн Тэнсин Корю Торитэ Хассун Хисиги Коппо Гокухикай», в котором был раздел сунтэцу-дзюцу под названием «Ниппон Дэн Тэнсин Корю Сунтэцудзюцу». Тэнсин Корю - это другое название Синдо Тэнсин-рю, а часть учебной программы, касающаяся сунтэцу, включает двадцать четыре техники: двенадцать в кихон (фундаментальные упражнения) и омотэгата («внешние» формы или техники), и двенадцать в урагата («внутренние» или секретные формы или техники). На фото 2-20 показано использование сунтэцу против атаки ножом. На фото 2-21 показаны несколько других способов применения сунтэцу.

В Тода-рю сунтэцудзюцу является частью секретного учебного плана, известного как «тономонодзюцу». Существует четыре основных способа владения оружием, каждый из которых предлагает определенные методы атаки, и десять ката. Очень важно научиться плавно манипулировать оружием, чтобы можно было переходить от одного способа владения к другому во время атаки. Хира итимондзи моти, показанный на фото 2-22а, является основным способом удержания сунтэцу и может использоваться для нанесения удара открытой рукой, например, по лицу, или для блокирования или парирования атаки противника. Затем можно перейти к другим захватам, таким как тэнти моти (рис. 2-22б), который позволяет использовать ряд мощных техник атэми. Босицуки моти (фото 2-22c) и нисицуки моти (фото 2-22d) - это способы удержания сунтэцу при выполнении цукивадза (тычковых ударных техник). На фото 2-23 Иваи Кохаку из Тода-рю демонстрирует использование сунтэцу против атаки ножом. Другим способом атаки с помощью сунтэцу был удар кольцом, особенно если на нем был шип.

Сунтэцудзюцу требует не только плавности в движениях рук (тэсабаки) и хорошего владения самим сунтэцу, но и движениям тела (тайсабаки) и выбору времени, особенно когда противник вооружен.

Фото 2-20. Сунтэцу против танто. Каминага Сигэми, глава Синдо Тэнсин-рю, демонстрирует применение сунтэцу против атаки ножом. На первой фотографии сунтэцу едва заметно (а). Когда нападающий наносит удар ножом, Каминага делает шаг в сторону, чтобы избежать удара ножом, одновременно отталкивая атакующую руку противника с помощью сунтэцу в левой руке (b). Затем он сразу же атакует в грудь противника остриём сэнтэцу в правой руке (с). Затем (d) он атакует в лицо противника с помощью сунтэцу в левой руке.
Фото 2-20. Сунтэцу против танто. Каминага Сигэми, глава Синдо Тэнсин-рю, демонстрирует применение сунтэцу против атаки ножом. На первой фотографии сунтэцу едва заметно (а). Когда нападающий наносит удар ножом, Каминага делает шаг в сторону, чтобы избежать удара ножом, одновременно отталкивая атакующую руку противника с помощью сунтэцу в левой руке (b). Затем он сразу же атакует в грудь противника остриём сэнтэцу в правой руке (с). Затем (d) он атакует в лицо противника с помощью сунтэцу в левой руке.
Фото 2-21. Некоторые возможные варианты использования сунтэцу, включая контроль руки (а), замков на запястья противника, захватившего руки (b), и атаку кюсю (c и d). (Фотографии b, c и d предоставлены Танакой Фумон)
Фото 2-21. Некоторые возможные варианты использования сунтэцу, включая контроль руки (а), замков на запястья противника, захватившего руки (b), и атаку кюсю (c и d). (Фотографии b, c и d предоставлены Танакой Фумон)
Фото 2-22. Основные способы удержания сунтэцу в Тода-рю: хира итимондзи моти (a), тэнти моти (b), босицуки моти (c), и нисицуки моти (d).
Фото 2-22. Основные способы удержания сунтэцу в Тода-рю: хира итимондзи моти (a), тэнти моти (b), босицуки моти (c), и нисицуки моти (d).

В зависимости от рюха мнения об оптимальном размере сэнтэцу расходятся, и на это влияют несколько моментов. Очень важно, чтобы размер был адаптирован к руке пользователя. Прежде всего, сунтэцу - это какусибуки, или скрытое оружие, поэтому, когда вы держите его (и держите так, чтобы противник видел только тыльную сторону кисти), короткий конец должен быть скрыт пальцами, а длинный - возле запястья. При выполнении цукивадза (тычковых техник) длинный конец должен быть повернут так, чтобы он выступал за пределы среднего пальца.

Фото 2-23. Сунтэцу в сравнении с танто. Иваи Кохаку, имеющий ранг мэнкё кайдэн в Тода-рю, демонстрирует использование сунтэцу против атаки ножом. Иваи уклоняется от атаки (а) и наносит удар сунтэцу правой рукой по руке нападающего, заставляя его выронить оружие. Затем он быстрым движением атакует гортань противника кончиком своего сунтэцу (b). Он захватывает правое запястье противника, оказывая давление с помощью сунтэцу, а также сунтэцу в левой руке возле локтя противника (c) и тянет его к полу (d и e). Затем противник обездвиживается, и его можно добить ударом сунтэцу (f). (Фотографии любезно предоставлены Иваи Кохаку)
Фото 2-23. Сунтэцу в сравнении с танто. Иваи Кохаку, имеющий ранг мэнкё кайдэн в Тода-рю, демонстрирует использование сунтэцу против атаки ножом. Иваи уклоняется от атаки (а) и наносит удар сунтэцу правой рукой по руке нападающего, заставляя его выронить оружие. Затем он быстрым движением атакует гортань противника кончиком своего сунтэцу (b). Он захватывает правое запястье противника, оказывая давление с помощью сунтэцу, а также сунтэцу в левой руке возле локтя противника (c) и тянет его к полу (d и e). Затем противник обездвиживается, и его можно добить ударом сунтэцу (f). (Фотографии любезно предоставлены Иваи Кохаку)

Это означает, что симметричный сунтэцу с кольцом, вставленным в середину, невозможно спрятать, если длина двух половинок превышает длину среднего пальца. Обычно они короче, но с этим оружием нельзя использовать, например, нисицуки моти, используемые в Тода-рю при выполнении выпадов, потому что ни один из концов сунтэцу не достаточно длинный. Для этого типа больше подходят атаки с использованием хватов тэнти моти и босицуки моти. В Синдо Тэнсин-рю говорится, что более длинный конец оружия в идеале должен достигать основания кисти, другими словами, линии, видимой на внутренней стороне запястья при сгибании руки внутрь. Также важно, чтобы кольцо было достаточно большим, чтобы оно можно было свободно перемещаться по среднему пальцу, что необходимо для некоторых секретных техник. Как в Тода-рю, так и в Синдо Тэнсин-рю есть техника, которая когда-то считалась секретной, в которой сунтэцу бросается как сюрикэн в глаза противника. В обеих школах эта техника известна как хирю («летающий дракон»), а для быстрого использования кольцо сунтэцу должно плавно скользить по пальцу, чтобы пустить в ход оружие. На фото 2-24 показана комбинация сунтэцу-сюрикэн из коллекции автора.

Сунтэцу иногда также называют тэнкэцубари (点穴針), что указывает на его потенциал для точной атаки кюсё. Тэнкэцу (点穴) - это другое название кюсё, а бари/хари (針) означает «игла», поэтому тэнкэцубари буквально переводится как "игла слабого места". Это название используется для сунтэцу, у которых хотя бы один конец в той или иной степени заострен. Тупые сунтэцу иногда называют тэсун (鉄寸, «железное солнце»), а другое название, которое иногда используется, - какусибо (隠し棒, "скрытая палка").

Фото 2-24. Комбинация сунтэцу-сюрикэн (из коллекции автора)
Фото 2-24. Комбинация сунтэцу-сюрикэн (из коллекции автора)

Серж Мол. Классическое оружие Японии.

СКРЫТОЕ ОРУЖИЕ ТОДА-РЮ: ФУНДО КУСАРИ ДЗЮЦУ

-7

БО-СЮРИКЭН ДЗЮЦУ

-8

ХАНБОДЗЮЦУ. СЁДЭН-НО КАТА

-9