У нас, стало модно выпускать специалистов гуманитарного профиля, которые, в современном обществе имеют, к сожалению, весьма ограниченную востребованность. Нет, я не говорю о том, что эти специалисты не нужны, напротив, они очень нужны, но применить свои знания в реальной жизни, им весьма… проблематично.
Я говорю о социологах, политологах, обществоведах, о «социальных аналитиках» и «конструкторах социальных систем». При общей деградации общественных наук, диплом теолога выглядит намного перспективнее.
А, в общем-то, очень важно не только видеть ситуацию в стране, не только прогнозировать ситуацию, но и управлять ей, ГРАМОТНО создавать программу экономического развития, а, основываясь уже на ней строит планы социального воспитания и развития (а, не витать в хаосе случайных идей). История создана не только для того, чтобы просто описывать произошедшее, или подгонять выводы под конъюнктуру.
Вот, к примеру, про Гражданскую войну в Испании историки говорят:
«В восстании участвовало 80% вооруженных сил страны, весь их унтер-офицерский состав и около 70% офицеров. Из 50 провинциальных центров страны 35 уже находились в руках восставших, еще в четырех шли бои. Двадцать провинции и Марокко были прочно заняты восставшими». А, кто мне ответит на вопрос: «Почему?» А, к примеру, почему к власти в Чили к власти пришел А.Пиночет?
«Ой, да ну какое нам до этого дело?» Не, конечно понятно, «моя хата с краю», и нет нам дела до событий давно минувших дней, но токмо…
Спросите у бывшего, некогда законно избранного (но, дважды «подвинутого») президента соседнего государства (даю подсказку: «404»): «А, как же так получилось?». А, вот… Смотрел бы он внимательно за жизнью страны, анализировал бы... ("если бы, да кабы").
Ладно, уйдем от «остросоциальных тем», обратимся к истории. На самом деле очень жаль, потому, как науки эти важны (если мы, хотя бы минимально, заботимся о будущем своей страны).
Почему в 1936 году Испания «порвалась» именно так? Почему испанцы очень рассчитывали на французов? Почему французы поступили именно так? На все эти вопросы есть четкие и понятные ответы. Они (эти ответы) очень не простые, комплексные, но в упрощенном виде, они достаточно четко видны.
Простите, если кого-то заденет мой малость ироничный стиль изложения, на самом деле, я с большим теплом отношусь к испанскому народу, и вижу очень много сходства в истории наших стран. Обе страны были очень щедро одарены (в том числе и природой), но… (Все, отставили лирику)
Причины взрыва.
Ну, во первых, точно так же, как Российскую империю в начале века, Испанскую монархию (еще даже до того, как она стала республикой) «плющило» и «колбасило» (как сказала бы современная молодежь). Причина всяческих и всевозможных проблем заключалась в том, что «верхи» хотели жить еще лучше, а «низы» уже реально не могли жить так дальше. (классическая революционная ситуация).
«Пар» из «испанского котла» уже свистел во все дырки, предупреждая о скором взрыве, но «кондуктор» (в смысле, король) требовал чтобы паровоз мчался дальше, и «стравливать пар» не хотел (Ну едет же! Так, зачем?).
Обычно я ругаюсь на «Вики…», но на сей раз статью писал кто-то очень грамотный (респект).
«Страна вступала в XX век, будучи застойным полуфеодальным государством с отсталой экономикой и сильной межнациональной, межклассовой и, как следствие, идеологической враждой. Основная масса населения жила за гранью бедности; крестьяне страдали от малоземелья и гнёта землевладельцев, рабочие — от неурегулированности трудовых отношений» Абсолютно верно! «Национальные меньшинства (баски, каталонцы, галисийцы), составлявшие более четверти населения Испании, выступали против централизаторской внутренней политики Мадрида и требовали автономии». (Вот это уже следствие, хотя немаловажное).
Экономикой в ту пору в Испании никто толком не занимался (Сейчас бы сказали: «А че ей заниматься, рынок все отрегулирует!»). Ну, правда, чего заниматься какой-то экономикой, если в стране огромное количество безземельных крестьян, при том, что в той же стране огромное количество не паханной, пустующей земли. Ну, казалось бы: «Землю - крестьянам!». Ага, да щаз! «Это земля дона (такого-то)! Не сметь!». Или еще лучше: «Это священная земля! Она принадлежит монастырю (такому-то)!».
Не, Ватикану-то конечно хорошо… (ладно, это отдельная тема, про Ватикан, и его «слуг»).
Мне как-то написали в комментариях о том, что мол «коммунисты убивали священников, а, потому крестьяне перешли на сторону Франко». Человек, написавший эти строки… (как бы так аккуратно выразиться) «не очень в теме» (хотя, скорее всего, он просто сочиняет на ходу). Ситуация, чаще всего, была обратной.
Это как раз доведенные до крайности крестьяне во время бунтов убивали «служителей культа» (и, во многих случаях, было за что). О том, что «проще верблюду пролезть через игольное ушко…» (и, далее по тексту), кому-то, как-то, видимо, забылось, и «христианские добродетели» трактовались… достаточно своеобразно.
Какое-то время Испания жила частично за счет колоний (но потом она их потеряла). Случилась Американо-испанская война, и все стало совсем … тоскливо. В 1898 году в войне с США страна лишилась Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин (эти острова перешли под контроль американцев) и год спустя продала Марианские острова Германии и тем же США, сохранив, таким образом, из всех своих заморских владений только Канарские острова и ряд территорий в Африке. Но «верхи», по-прежнему, хотели жить «красиво», как в Европе.
Не, ну хотеть, конечно, не вредно, но, как там говорится в народной поговорке? «Женщина, чаще всего, хочет всего, а, умная женщина хочет того, что может ее мужчина (и помогает ему в этом)». Тоже самое можно сказать и про взаимоотношения власти с народом.
Были серьезные проблемы и в социальном плане. При монархии (до появления Второй Республики) в стране был только церковный брак (и, соотвественно, не было никаких разводов), женщины гражданских прав не имели для избрания в «парламент» (испанские кортесы) существовал очень мощный имущественный и социальный «фильтр» (так, что абы кто туда не попадал).
Казалось бы, ситуация понятна, но король король Альфонс XIII, вполне оправдывал свое имя, и его правительство не собирались проводить необходимые для страны реформы. Любые попытки протеста против режима жестоко подавлялись войсками и Гражданской гвардией. Что такое «Гражданская гвардия»? Эт та же полиция, только в сельской местности. Она имела более серьезное оружие (в силу ряда причин). В городах работала полиция, в сельской местности «гвардия» (в Турции сейчас точно так же). В связи с тем, что полиция и Гражданская гвардия не всегда справлвлись с недовольством народа, появилась даже «усиленная гражданская гвардия» (но потом). Пусть вас не смущает слово «гвардия»,в испанском оно имеет несколько иной оттенок, по-испански, это просто «охрана».
Нельзя сказать, что никто ничего не понимал, и ничего не делал. Как пишет «Википедия»: «В 1923 году стабилизировать ситуацию в Испании попытался генерал Мигель Примо де Ривера. 13 сентября он произвёл военный переворот, распустил правительство, парламент и действовавшие политические партии, ввёл цензуру, установив в стране режим военной диктатуры. Примо де Ривера попытался провести модернизацию в Испании, опираясь на опыт итальянских фашистов. Поощряя отечественных предпринимателей, он добился ряда социально-экономических успехов, однако их свёл на нет начавшийся мировой экономический кризис. Под давлением и короля, и значительной части общества, отрицательно отнёсшейся к ущемлению своих прав 28 января 1930 года, Примо де Ривера подал в отставку, уехал во Францию и вскоре там скончался».
«Ну, что же, такое прочтение этой пьесы тоже имеет право на существование» «(С) С.Шнуров). Да, причиной отставки Мигеля Примо де Ривера и Орбанейя, 2-го маркиза Эстелла заключалась в том, что он просто не справился с задачей.
В реальности, на все это наложилась Рифская война (о ней отдельно), в которой на начальном этапе Испания терпела поражения (да, регулярная армия терпела поражение от берберов). Война еще больше осложнила ситуацию в стране. Ну, и плюс к этому, управлять в «ручном режиме» - тяжело. Да, можно сделать «закат солнца вручную» (но не эффективно, груз проблем может оказаться непосильным).
Цитируем дальше: «В следующем, 1931 году монархия в Испании пала: 12 апреля в государстве проходили свободные муниципальные выборы, в крупных городах триумф оппозиционных партий не вызывал сомнения, хотя в сельской местности лидировали по-прежнему монархисты. Под влиянием многочисленных демонстраций сторонников республиканской формы правления 14 апреля Альфонс XIII эмигрировал, но от трона формально не отрёкся. 28 июня того же года состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых победили социалисты и левые либералы, принявшие 9 декабря 1931 года новую испанскую конституцию. Ключевую роль в её создании сыграли умеренные социалисты Х. де Асуа и Хулиан Бестейро. Первым президентом республики стал консервативный либерал Нисето Алькала Самора, а премьер-министром — левый либерал Мануэль Асанья». Но браться за рычаги управления стоит только понимая, что происходит. Нельзя резко открывать клапан: рванет. «Рвануло». Почему «рвануло именно так? Смотрим.
Расклад.
Взрыв был вызван тем, что пришедшая к власти коалиция, несвоевременно, не укрепив свою власть, повела наступление на элиту прежней Испании — духовенство, помещиков, офицерство. В частности, у помещиков отчуждались излишки земель, были значительно сокращены вооружённые силы, Церковь была отделена от государства, ей было запрещено участвовать в образовании, проводить службы в армии, был ликвидирован конкордат с Ватиканом, запрещён Орден Иезуитов, легализованы разводы и гражданские браки и так далее.
В Испании хорошо жили (ну, если, грубо): землевладельцы, владельцы крупных предприятий (с этим понятно). Большими льготами и привилегиями в стране пользовалась и Римско-католическая церковь. Но, была еще одна группа населения, которая жила хорошо. Это… военные (особенно колониальные). На особом положении в государстве находилась армия, которая представляла собой фактически государство в государстве. Тем не менее крайний консерватизм её руководства мешал её развитию: испанские войска обучались по устаревшим стандартам и воевали устаревшим оружием, что особенно сказалось в испано-американской войне и Рифской войне с Марокко. Последняя война и привела к тому, что фронтовые офицеры («африканисты») начали ощущать себя особой кастой и мечтать о приходе к власти в стране.
Кто поднял мятеж? Колониальные войска. Это сразу 45 тысяч организованных бойцов (правда, не на материке). Помимо африканской армии, около 25 пехотных полков (из 39 имевшихся на полуострове и прилегающих островах), 4 батальона егерей, 2 пулеметных батальона и 16 артиллерийских полков (из имевшихся 27).
По сведения министра иностранных дел Альвареса дель Вайо, в испанской армии было 15 тысяч офицеров, из них 10693 состояли на действительной службе и только 500 участвовали в борьбе против фашистского мятежа.
Но, не везде было так. Элита вооруженных сил осталась верна правительству. Большая часть флота и авиации осталась верна присяге. Двоюродный брат Ф.Франко , майор Рикардо де ла Пуэнте Баамонде, во время путча, (как и положено офицеру) он остался верен присяге.
Находясь в Марокко, он защищал от мятежников аэродром Тетуан, был взят ими в плен, осуждён военным трибуналом и казнён. А, как же Франко? А, он сделал вид, что он тут не при чем (как и в случае с лидерами фалангистов) Он сложил с себя полномочия командующего (на сутки), а потом сделал скорбно-удивленное лицо.
В авиации, насчитывающей в целом до 5343 солдат и офицеров благодаря действиям Нуньеса де Прадо (генеральный директор департамента авиации в военном министерстве), майора Идальго де Сиснероса и других республиканских офицеров группы заговорщиков были своевременно обезврежены.
На флоте из 764 строевых офицеров только 38 человек остались верными республике. Напротив матросы, старшины и мичманский состав остались на стороне республики и на многих кораблях флота не допустили развязывания мятежа.
Силы безопасности разделились так - в лагере мятежников остались 15 тысяч человек из 22 тысяч, числящихся в гражданской гвардии, и около 2 тысяч бойцов ударной гвардии из общего числа 20 тысяч человек. Корпус карабинеров - 16 тысяч человек - почти полностью остался на республиканской территории.
А, вот здесь уже разговор переходит немного в другую плоскость: армия, в данном случае, рассматривается уже не как часть государственного управления, а, как социальная группа, со своими обособленными от большинства населения Испании интересами.
Военные, духовенство и землевладельцы просто хотели жить «как прежде», совершенно не понимая, что «как прежде», уже нельзя.
Потом, после прихода к власти, Ф.Франко пришлось решать все эти проблемы (они никуда не ушли).
Мне тут попытались прочитать лекцию по экономике Испании, чего-то с чем-то сравнивая. Господа, я в экономике ориентируюсь очень хорошо. "Вася и Петя съели по одной курице, Вася съел две курицы, сколько съел Петя?" И я даже не про распределение доходов.
Да, Франко пытался решить проблемы Испании, но решал он их долго, (практически до того момента, когда его от "решения" этих вопросов не отодвинул Луи́с Карре́ро Бла́нко). А, Испания?
Испания, пока реально правил Франко, оставалась бедной страной с кучей проблем. (Далеко не всякий полковник может стать Каддафи). Зато, к 1955 году личное состояние Ф.Франко уже оценивалось уже в 680 млн. долларов (тех, старых долларов, не чета современным). Наверное, в этом-то и заключается его главная заслуга, в отличие от Сталина (который оставил после себя френч и пару сапог).
Нормально страна начала развиваться только с 1961 года, т.е. спустя 20 с лишним лет (правда, потом развивалась она довольно быстро). Но это уже отнюдь не его заслуга.