Найти в Дзене
Якутия

Забытые изобретатели и забытые изобретения: Пироцкий, Кибальчич, Блинов, Яблочков

Оглавление
Один из плюсов прошлого в том, что оно в прошлом.

Доброго времени суток! Изобретения делают нашу жизнь лучше и легче, и даже те, которые раньше могли приобрести далеко не все, сейчас находятся у каждого в доме (например, наушники в моём регионе, которые год назад стоили до тысячи рублей, в этом году уже стоят до трёхсот). Конечно, изобретения нужны не только для общественной потребности, но и для государства. Чем новее технологии в стране, тем более развита, защищена и богата она.

Другое дело, когда изобретатели теряются или не могут воплотить свои проекты в жизнь только потому, что само государство не поддерживает их. Учёные впадают в отчаяние: кто-то пытается всё же запатентовать проект за свои деньги, а кто-то уезжает за границу, где это ценят больше.

В этой статье мы поговорим об этих людях, которые не смогли помочь своей стране, но подарили свои изобретения всему миру. Либо же просто, они были забыты, а вспомнили о них лишь через десятки лет.

Приятного прочтения!

Летательные машины Кибальчича

-2

Николая Ивановича Кибальчича, думаю, многие знают как человека, который совершил покушение на Александра II. За это он был приговорён к смертной казни. Но он не только революционером был, но и изобретателем.

Кроме гремучего студня он изобрёл также летательные аппараты. За несколько дней до казни, в 1881 году, сидя в тюрьме, Николай сделал чертёж настоящей ракеты. Он рассмотрел устройство порохового двигателя, управление полётом путём изменения угла наклона двигателя, программный режим горения, обеспечение устойчивости аппарата и т.д. По мнению некоторых, эти ракеты могли совершать космические полёты. Он также рассчитывал габариты пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя, размышлял над проблемами управления полётом летательного аппарата и обеспечения его устойчивости с помощью крыльев-стабилизаторов. Кроме того, анализировал способы торможения аппарата в атмосфере при спуске.

Всё это рассчитывал изобретатель задолго до Циолковского. Он высказал идею о возможности применения пороха для реактивного двигателя.

Кибальчич просил передать его чертежи и рукописи в Академию Наук, но... Следственная комиссия не разрешила это сделать, и это изобретение было сразу забыто.

Вспомнили о нём только через 37 лет, при советской власти. Эти творения впервые опубликовали лишь в 1918 году в журнале «Былое». Но, как показали исследования, этот аппарат не был доработан, и он не мог достичь ни первой космической скорости, ни сверхзвуковой. И в общем летать на нём было нельзя из-за кучи недоработок.

Этот человек по праву внёс вклад в развитие космической и летательной программ.

Но если бы это не забыли, то эти все недоработки могли быть исправлены, и, возможно, Россия приблизилась бы к изучению космоса. Но, увы, что имеем, то имеем. История не терпит сослагательного наклонения.

Гусеничный трактор Фёдора Блинова

отсюда: fishki.net. Вырезка из советской газеты
отсюда: fishki.net. Вырезка из советской газеты

В 1878 году волжский пароходный машинист-самоучка Федор Абрамович Блинов обратился в Департамент торговли с ходатайством о выдаче ему патента "на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Патент Блинову был выдан лишь через год.

В конце 1880 года этот аппарат уже проходил тестирование, но это был ещё не трактор. Фёдор Абрамович лишь проверял гусеничный ход. В 1884-1887 гг. на базе паровой гусеничной платформы изобретатель начал делать трактор. Он состоял из двух паровых машин, установленных на пятиметровой платформе. Эти машины приводили во вращение ведущее колесо, которое вращало металлическую гусеницу с помощью четырех полукруглых выступов. Трактор мог поворачиваться при неодинаковых скоростях гусениц, т.е. так, как на современных гусеничных машинах. Только сейчас вместо двух машин для поворота используют механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами. Но в основе их лежит принцип Блинова.

Фёдор Блинов первый, кто смог решить проблему поворота гусеничного самохода.

Этот трактор оправдал все ожидания изобретателя. Изобретение прошло все испытания и уже в 1896 году было показано на Нижегородской выставке. Но члены жюри не оценили это изобретение, а также значения. В итоге ему «крестьянину Федору Блинову выдать похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению».

-4

Российские чиновники не заинтересовались этим изобретение, зато его заметили немцы. Они предложили Фёдору Абрамовичу купить у него разработку. Но Блинов отказался. Он не хотел, чтобы на его изобретении стояла иностранная марка.

В последние годы своей жизни изобретатель продолжал работу над своим аппаратом. Он работал над проектом трактора с двигателем внутреннего сгорания. Но он не успел его доделать по причине смерти. Про машину в России забыли.

В тех годах разработка гусеничных тракторов шла полным ходом. Например, в 1888 в США дали патент на паровой гусеничный трактор изобретателю Беттеру. Масштабный выпуск их начался в 1906 году. В Англии выпускать трактора начали в 1907 году. В России начали их разработку лишь в 1909 году, а выпускать их в 1914.

К моменту развала Российской империи, включая княжества Финляндское и Польское, на всей территории страны работало 165 тракторов. А в США в 1909-1912 гг. работало 24 тысячи!!!

Думаю, не стоит упоминать, что если бы его не забыли, то в России не только начался бы выпуск тракторов, но и страна славилась бы великим человеком, который первый изобрёл паровой трактор и первый сумел повернуть машину на гусеницах.

Трамвай Пироцкого

взял отсюда: shnyagi.net
взял отсюда: shnyagi.net

Фёдор Аполлонович Пироцкий помимо доменных печей, которыми пользуются до сих пор, изобрёл первый в мире трамвай.

До вагонов на электрической тяге вагоны с людьми за собой по рельсам везли лошади. Их называли «конки». Но запах от таких конок был просто ужасным.

В 1860-ых годах Пироцкий был в Киеве и сказал следующие слова:

Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно всё больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми тоже проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями… Я полагаю, что спасение — в электричестве, точнее — в электрической тяге… Должна быть карета с электрическим мотором, а ещё лучше вагон на рельсах, как поезд. Электричество дадут генераторы, что будут вращаться от водяных мельниц, а от них — по проводам к рельсам, а там уже и до мотора близко… Я хочу вернуться в училище — изучу опыт физиков и возьмусь за собственные поиски. Всё-таки должен быть выход — гальванический ток нужно передавать всюду.

В 1874 году Пироцкий на военном полигоне Волковского поля сделал пробную передачу электричества по проводам, которые были зафиксированы между двумя машинами Грамма. Ролью обратного проводника выступала земля. Этот опыт показал возможность передачи большой мощности тока на большие расстояния.

В выходные дни Фёдор Аполлонович продолжал совершенствовать свою систему. В 1875 году Пироцкий для опыта использовал участок, который никем не пользовался, курортной паровозной железнодорожной ветки длиной около 4 км, ведущей от станции Сестрорецк к пристани Санкт-Петербургского порта. Изобретатель решил передать ток по двум изолированным рельсам, сечение которых в 600 раз превышало сечение обычного телеграфного провода, с целью уменьшить потери в линии. В 1876 году эксперимент был успешно проведён.

В 1879 году Фёдор Аполлонович в черноморской крепости предложил чиновникам проект трамвай на электрической тяге. Но под давлением владельцев конок, проект не был поддержан властями.

У изобретателя не было денег для развития его проектов, поэтому он перешёл на другие бытовые разработки, такие как домашние печи и печи для выпечки хлеба.

Но... разработкой Пироцкого заинтересовались во всём мире, и к изобретателю в 1880 году приехал сам Сименс. У него было много вопросов к Пироцкому по поводу трамвая. И уже в 1881 году в Берлине сделали первую в мире трамвайную линию.

На этом Пироцкий не остановился и в 1880 году вступил в Русское техническое общество, в Санкт-Петербурге продемонстрировал свой проект строительства трамвайной линии перед многолюдной аудиторией, за счёт собственных средств занимался реконструкцией 6,5-тонного двухъярусного вагона на 40 пассажиров, в 1881 г. Ф. А. Пироцкий представил свою схему электрической железной дороги на Международной электротехнической выставке в Париже, в том же году он проложил первый подземный кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного Литейного завода к Технической артиллерийской школе. Эти идеи не пропали, их заметили и развили в Америке и Германии.

Фёдор Аполлонович до самой своей смерти продолжал разрабатывать и изобретать за свои деньги проекты общественного транспорта на электрической тяге, но их не поддерживали.

За несколько месяцев до окончания 25-летней военной выслуги Пироцкого досрочно отправили в отставку. Из-за этого он не получил максимальную пенсию. У него отобрали недвижимость из-за того, что во всех приказах записана фамилия Пероцкий, и за 30 лет её никто не исправил. Изобретатель умер в 1898 году в полной нищете. На его похороны пришлось заложить мебель и прочие его вещи.

Свечи Яблочкова

отсюда: livejournal.com
отсюда: livejournal.com

Электрическим делом Павел Николаевич Яблочков занимался в 70-ых годах XIX века. Все свои лаборатории и исследования он делал за свои деньги. Изобретатель хотел осветит улицы светом и железные дороги, но на тот момент популярные лампы Фуко были ненадёжные, что понимал учёный:

Если не ошибаюсь, – вспоминал позже Чиколев, – в 1874 году по Московско-Курской железной дороге должен был проезжать в Крым Александр II.
У Яблочкова явилась мысль освещать путь для царского поезда по ночам электрическим светом. Его предложение было одобрено, и Яблочков, поместив в пустом багажном вагоне батарею элементов Бунзена, сам лично уселся спереди локомотива с регулятором Фуко в металлическом рефлекторе.
Ночь была очень холодная, но Яблочков просидел до утра на сильном ветру в дубленке, постоянно помогая руками действию лампы, так как нельзя было позволить свету потухнуть, хотя бы на короткий промежуток времени, а лампа Фуко действовала ненадежно. На станциях, где были более продолжительные остановки, Яблочкову не удавалось обогреться, потому что в это время меняли локомотивы с тендером, и ему необходимо было переносить свои приборы и провода и убеждаться в исправности проводки.

В лаборатории, где Яблочков вместе с Глуховым проводили эксперименты по электротехнике, в 1875 году изобретатель создал лампу без регулятора. Это год изобретения «свечи Яблочкова». Но в лаборатории дела шли не очень, и она просто перестала существовать. К. А. Чернышев в 1905 году описал эти события:

В 70-х годах прошлого века не существовало даже слова "электротехника".

В этом же году Яблочков уехал заграницу, а Глухов продолжал ещё бороться с трудностями в России. Павел Николаевич уехал по причине банкротства: его преследовали кредиторы. Напомню, что все свои изобретения он делал (как и все перечисленные выше) за свои деньги. В итоге он осел в Париже, где его заметил академик Браге — он пригласил Яблочкова в свои мастерские. Там он получил французский патент, там он стал знаменитым на весь мир. В 1876 году свечу показали в Лондоне, в 1878 в Париже, мировая пресса была в восторге. В 1877 году свечами осветили фешенебельные магазины Лувра, в этом же году они впервые осветили одну из красивейших магистралей столицы — Avenue de l’Opera, свечи Яблочкова осветили Вест-Индские доки в Лондоне, несколько позже — часть набережной Темзы, мост Ватерлоо, отель «Метрополь», Гатфильдский замок, Вестгейтские морские пляжи. В 1879 году в Британии была создана комиссия по освещению Британской империи. Свечи также вспыхнули в помещении торговой конторы Юлия Михаэлиса в Берлине. Новое электрическое освещение с исключительной быстротой завоёвывает Бельгию и Испанию, Португалию и Швецию. В Италии им осветили развалины Колизея, Национальную улицу и площадь Колона в Риме, в Вене — Фольскгартен, в Греции — Фалернскую бухту, а также площади и улицы, морские порты и магазины, театры и дворцы в других странах. Сияние «русского света» перешагнуло границы Европы. Он вспыхнул в Сан-Франциско, а 26 декабря 1878 года свечи Яблочкова осветили магазины Винемара в Филадельфии; улицы и площади Рио-де-Жанейро и городов Мексики. Появились они в Дели, Калькутте, Мадрасе и ряде других городов Индии и Бирмы. Даже персидский шах и король Камбоджи осветили «русским светом» свои дворцы.

И лишь только в последнюю очередь эти свечи появились в России...

-7

Заключение

В Европе и Америке было намного легче проявить свои способности, потому что такие люди ценились на вес золота. В России таких изобретателей начали поддерживать лишь после революции, но это уже совсем другая история. Можно вспомнить Ломоносова, которого в СССР считали настоящим пионером в области наук. Сколько проспектов, улиц названы в честь него, сколько учреждений, сколько памятников ему установили. Можно также вспомнить Циолковского, которого при царе считали сумасшедшим...

Если вы узнали о них впервые, то мне очень приятно, что я смог вам рассказать об этих великих людях. До новых встреч на просторах интернета!

Вам может понравится

Санкции против молодого СССР. Как нас хотели уничтожить ещё в самом начале существования Советского Союза
Якутия 11 сентября 2022
«Эти деньги принадлежат России». Алексей Алексеевич Игнатьев. Забытый герой России
Якутия 4 ноября 2022