Найти тему

Как понимать «1984» Джорджа Оруэлла? Часть 1.

Джордж Оруэлл — один из главных писателей-антиутопистов в мире. В России самыми знаменитыми его книгами стали «Скотный двор» и «1984» — возможно, потому, что многие исследователи видят в них отсылки к нашей истории.

По каким принципам существуют тоталитарные системы? Почему утопия, воплощенная в жизнь, превращается в антиутопию? Как развивались эти жанры в литературе? И от чего предостерегает Оруэлл? Об этом мы поговорим в сегодняшнем ролике.

Утопии и антиутопии

Кажется, что утопия и антиутопия это антонимы. Однако они оказываются достаточно близки по значению. Оба слова образованы с помощью отрицательных приставок. Так, утопия значит «не место», «место, которого нет». Когда утопия становится реальностью, местом, которое есть, она становится антиутопией — чем-то противоположным самой себе.

Вспомним, к примеру, первую утопию — сочинение Томаса Мора, который и придумал этот термин. В нем многие предложенные мыслителем схемы управления и взаимодействия между людьми выглядят не совсем гуманно. Так, вы не имеете права без разрешения вышестоящих органов куда-либо уехать. Если такое произойдет два раза, то вы автоматически станете рабом. К тому же у вас нет никакой частной жизни, так как вы практически всегда находитесь среди людей. Правда, вы ее и не хотите.

Основной причиной, по которой систему Мора нельзя считать идеальной, можно назвать то, что она выглядит невозможной для осуществления. Именно из этого конфликта между мечтой и реальностью и вырастает антиутопия. Действительно, читая про идеальные политические устройства, невозможно не задуматься, насколько все это осуществимо и за счет каких жертв. Основной жертвой, как правило, становится личная свобода каждого. Правда, отнять свободу можно по-разному.

Это мы видим, когда сравниваем роман Хаксли «О дивный новый мир» и роман Оруэлла «1984». Различия и правда значительные. Оруэлл убежден, что книги будут уничтожать, а по мнению Хаксли, они просто будут никому не нужны. Оруэлл думает, что на человека будут воздействовать насилием, а Хаксли уверен, что его поработят за счет его любви к удовольствиям. Неслучайно Хаксли, который преподавал Оруэллу французский язык, пишет в одном из писем: «Может ли на самом деле политика сапога, стоящего на лице, продолжаться бесконечно, кажется сомнительным. Я считаю, что правящая олигархия найдет менее сложные и затратные способы правления и удовлетворения своей жажды власти».

Правда, есть и то, что объединяет два романа: отчетливая иерархия социального устройства.

О том, как создавались многие другие литературные произведения и что повлияло на их авторов, мы рассказываем на нашем видеокурсе «Утопии и антиутопии: главные авторы и произведения».

Смотрите его как вам удобно:

  • Купите курс за 999 рублей с доступом навсегда
  • Или смотрите по подписке все 250+ курсов Интровертов