С древних времён человек стремился покорить небо, мечтал посмотреть на нашу Землю с высоты, заглянуть дальше, приблизится к звёздам хотя ещё не понимал, что же это такое.
Принято изображать первобытного человека диким и боящимся окружающей природы, но это не так. И среди наших первобытных предков были люди, которых мы назвали бы мечтатели от мечты и созерцания они переходили к фантазии.
Млечный путь представлялся рекой, лыжным путём, рассыпанной соломой, змеёй, угрём ящерицей. Пятна на Луне представлялись девушкой, ожогом, следом от удара. У каждого народа были свои мечтатели, вот и появлялись свои легенды.
Разными были и представления об устройстве окружающего мира – одно объединяло – это твердый купол накрывающий плоскую Землю. Но мир менялся, люди «росли» узнавали больше – плоскую землю сменила круглая, а купол хрустальная сфера. Одно оставалось постоянным желание летать.
В легендах сказках придумывали и создавали новые способы передвижения. Ребята, какие вы знаете способы передвижения сказочных персонажей? (ковёр-самолёт, ступа, метла).
Некоторые персонажи легенд использовали птичьи крылья (Икар) или самих птиц.
Но были и те, кто не только фантазировал, но и пытался построить летающие машины.
Но загадка, что же там, за краем света, за куполом или хрустальной сферой всегда привлекала к себе. Все великие открытия совершались благодаря человеческому любопытству, стремительно познавать мир и создавать что-то новое.
А ведь разгадка иногда находилась рядом. В это трудно поверить, но с реактивным движением человечество знакомо давно ещё в I-ом веке до нашей эры Герон Александрийский сконструировал машину, использующую этот принцип. Пар нагреваемый в котле поступал в шарик с трубочками, вырывался через трубочки наружу и шар вращался.
Но для того что бы понять её человечество должно было проделать путь длинной в 2000 лет, чтобы уже известный им принцип применить к идее полёта по воздуху, а тем более за атмосферу. Должно было узнать многое об окружающем нас мире. И многие за развитие этих знаний отдали свою жизнь, как Джордано Бруно.
Времена менялись человечество просвещалось и образовывалось и уже к 17 веку люди придумывали не только шутливые способы передвижения по воздуху, как Сирано де Бержерак, но и рассуждали о многоступенчатой ракете (идея того же Сирано). Связки пороховых зарядов располагаются друг над другом. Каждая взрывается после того как взорвалась предыдущая. В наше время проекты таких космических кораблей получили шутливое название «Взрыволёты».
Человек смотрел на горящий костёр, как тёплый воздух и частички сажи поднимаются в небо появилась идея воздушного шара, а теория это открытый за 2000 лет до этого закон Архимеда. Придумали специальную форму крыла, появилась теория подъёмной силы и появились самолёты.
Какие летательные аппараты вы знаете? (Воздушные шары, дирижабли, планеры, винтовые и реактивные самолёты. Но это всё машины, использующие воздух, атмосферу Земли как опору для полёта. А как же выше, где нет атмосферы? На что опираться, как бороться с притяжением Земли.
Закон всемирного тяготения, открыт Ньютоном в 17 веке во времена дАртаньяна, трёх мушкетёров и Сирано де Бержерака. «Все тела притягиваются друг к другу с силой, зависящей от масс тел и расстояния между ними». Он удерживает нас на поверхности Земли. Как преодолеть эту силу?
Нашлись и здесь мечтатели, ещё сам Ньютон предложил использовать для перемещения реактивный принцип - отбрасывать часть своей массы, чтобы вызвать движение в обратном направлении. А в 19 веке наконец придумали использовать его для полёта.
Реактивное движение основано на третьем законе Ньютона, в соответствии с которым "сила действия равна и противоположна по направлению силе противодействия".
Реактивным называется такое движение, при котором тело двигается за счёт отбрасывания с определённой скоростью части своей массы.
Кидаешь ли ты мячики или стреляешь из пушки появляется сила, толкающая тебя в противоположном направлении.
Горячие газы, вырываясь из сопла ракеты, образуют силу действия. Сила реакции, действующая в противоположном направлении, называется силой тяги. Эта сила как раз и обеспечивает ускорение ракеты.
Появились и те, кто попытался создать теорию этого явления - А.П. Фёдоров выпустил небольшую брошюру в конце 19 века с простыми объяснениями, но без расчётов.
Отсутствие расчетов в брошюре Фёдорова, как вспоминал К.Э. Циолковский, подтолкнуло его к самостоятельной работе, и он провел необходимые расчёты и вывел формулу носящую теперь его имя.
Константин Эдуардович не только провёл расчёты, вывел «формулу полёта Ракеты» - реактивного прибора, как он их называл, но предложил первые схемы реактивных аппаратов.
Ну а затем, как всегда появились практики, те мечтатели, которые воплощают мечты в жизнь группа ГИРД – группа изучения реактивного движения. Одним из руководителей которой стал С.П. Королёв – основатель практической космонавтики.
Сначала были первые ракеты ГИРД-09, ГИРД-X и так далее, были «Катюши» - установки с реактивными снарядами.
А затем была воплощена в жизнь идея Сирано де Бержерака, К.Э. Циолковского и «доведённая до ума» Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым под руководством С.П. Королёва о многоступенчатой ракете – так их уже тогда называли.
К 1957 году пришло время первого искусственного спутника. Вес около 83 кг, диаметр 80 см.
И от него первого, шарика до сверхтяжёлых ракет-носителей, типа «Энергия».