Найти в Дзене
Нефритовый дождь

Освоение земель

Орис получила письмо через курьера. Сначала, она не хотел его даже брать, но, увидев подчерк Мока, быстро всё поняла. Заплатив курьеру, Орис осмотрелась по сторонам и вернулась к себе в комнату. Распечатав конверт, она пробежала взглядом по строкам. Это, и правда, писал Мока. Перечитав письмо ещё раз, Орис сожгла его.

Спустя полчаса она сообщила управляющей, что едет по делам в столицу. Собрав необходимые вещи, Орис приказала своим служанкам взять всё необходимое для её детей на неделю. Наняв обычный экипаж, они погрузились в него и приказали ехать за город. Там в паре километров от города их ждал большой экипаж с охраной. Расплатившись с кучером, они пересели в ожидавший их экипаж.

Когда они отъехали по дороге до первого съезда, экипаж повернул на грунтовую просеку. Орис знала этот маршрут. Экипаж немного трясло, но не долго. Вскоре они въехали в пещеру и остановились. Через мгновение ослепительная вспышка осветила всё вокруг. Когда Орис открыла глаза снова, дверца в экипаж открылась, и к ним подсел Мока. Он молча постучал кучеру, и экипаж, тронувшись с места, выехал на ровную дорогу.

Повесть Путешествие Самохи. Книга Третья. Часть 39.

Спустя тридцать минут они подъехали к воротам Бара-салама. Их пропустили внутрь без досмотра. У кучера был какой-то документ от самого лорда Варсби. А ещё через пятнадцать минут, они все входили в их семейный отель. Орис сияла от счастья. Стис и Лара встретили её с распростертыми объятьями. Наконец-то они снова были все вместе. Приезду сюда были рады даже её служанки. Мало того что тут у них были подруги из персонала, так ещё о местном омолаживающем бальзаме ходили невероятные легенды. Каждый, кто хоть раз побывал тут, мечтал снова приехать в Бара-салама.

Вечером у лорда Варсби состоялся торжественный приём. Все жены Мока и он сам были излюбленными гостями в их замке. Его супруга Аяна, снова носила ребенка, и все пытались её поддержать. Пока их мужья обсуждали что-то очень важное, они все вместе разговаривали о всяких приятных мелочах. Когда их семья вечером покидала дом лорда, Стис подарила Аяне серьги и кольцо из когтя дракона, сделанные Мока. В итоге они договорились, что на этой неделе обязательно ещё раз приедут пообедать в их дом.

Обсудив дела с лордом Варсби, Самоха начал готовиться к обследованию своих новых владений. Пока у него не было способа выкурить мурег из лабиринта, и поэтому он решил заняться получением прибыли с новых земель. Раз уж император закрепил их за его семьёй, нужно было как-то начинать получать с них доход. А иначе, зачем они были ему?

До конца недели Самоха нанял полтора десятка стражников из казармы, для своей личной охраны. Затем он заключил в городской ратуше полтора десятка договоров с долговыми рабами и, снарядив приличных размеров экспедицию, отправился в самое дальнее поселение в своих землях.

Двигались они не пешком. Задействовав испытанный в прошлом походе транспорт, Самоха погрузил на повозки всю экспедицию. Таким образом, четырех повозок хватило, чтобы загрузить не только людей, но и весь провиант. Благодаря своей небольшой ширине и широким колесам повозки могли легко ехать по лесным тропам. Впрочем, тропа уже была прокатанная. По ней их отряд двигался в прошлый раз. Эта ровная тропа довела их примерно на три четверти пути. Дальше она поворачивала на север и шла через магический лес. А они отправились дальше на восток. В итоге, через десять дней после отбытия из Бара-салама, их небольшой караван прибыл без потерь в поселение у подножья горного склона. Для местных жителей это было такой неожиданностью, что они не на шутку переполошились. Выскакивая из домов, люди пытались быстрее спрятаться в лесу. Но Самоха никак не реагировал на такое поведение жителей. Их повозки проехали в центр поселения и остановились у колодца. Стоило им там встать, как в их сторону поспешил пожилой мужчина в одежде горожанина. Подойдя к одному из воинов, он что-то спросил и тот указал в сторону Самохи. Мужчина, подойдя к нему, склонил голову.

— Рад вас приветствовать, господин барон. Я — глава поселения. Моё имя Мора, — произнёс он.

Самоха, отстегнув шлем, снял его. Посмотрев на мужчину, он пошевелил рукой свои слегка вспотевшие волосы.

— Здравствуй, Мора. Как жизнь в поселении? — произнёс он.

— Всё хорошо, господин барон. Я собирался отвезти налог в следующем месяце, — произнёс мужчина.

— Не беспокойся. Я приехал не за налогом, — ответил Самоха. — И не по поводу жителей. Так что можешь их тоже успокоить. Я приехал осмотреть свои новые владения. Император пожаловал эти земли моей семье, и я хочу посмотреть, как живут люди на этих землях.

— Всё в полном порядке, господин барон. Жителей у нас не много, но все живут дружно, — произнёс глава поселения.

— Я смотрю, в поселении крепкие дома. Никак звери нападают? — спросил Самоха.

— Случается и такое, — согласился глава поселения.

— А чем жители занимаются? Полей я здесь особо не вижу, — поинтересовался Самоха.

— У нас живут, в основном, охотники. Собираем ягоды, орехи, грибы. Мясо и шкуры вымениваем на зерно в поселении у черной горы. Там у них много места и есть, где поля засевать, — глава поселения кивнул на юг от поселения.

— Туда есть дорога?

— Есть, но плохонькая. Хотя с вашими повозками проехать можно, — ответил Мора.

— Понятно. Хорошо. Теперь я хочу спросить тебя про свободное место в поселении. Я привёз с собой людей. Хочу поселить их здесь, — заявил откровенно Самоха.

— Место? Да места-то много. Вон весь склон свободен. Камней, правда полно. Ни вспахать, ни засеять. А в остальном всё хорошо, — ответил Мора.

— Вот и славно. Тогда я займу склон и пространство перед ним, если ты не против, — произнёс Самоха.

Повернувшись, он направился от колодца прямиком в сторону горного склона. Глава поселения пошел следом. Выйдя к склону, Самоха огляделся. Пространства тут было действительно много. Но всё оно было засыпано обломками битого камня. Видимо когда-то здесь были скалы, но постепенно они разрушились, превратившись в нагромождение обломков.

— Слушай, Мора. Сделай мне одолжение, размести на ночь моих людей в домах жителей. А завтра мы тут уже сами обоснуемся, — произнёс Самоха.

— Хорошо, господин барон, — согласился глава поселения.

Так они и сделали. Мора разместил всех прибывших на одну ночь по домам жителей, а на утро его ждала неожиданная новость. Пространство, ещё вчера засыпанное камнем, исчезло. Точнее исчез весь камень. Огромное пространство, засыпанное ранее колотыми обломками, теперь было чистым полем. Но это было не всё. От колодца в сторону склона появилась ровная дорога из плотно подогнанных друг к другу каменных плит. Эта дорога упиралась в каменную изгородь, за которой возвышалось двухэтажное здание. Ворота на территорию уже охраняла стража, прибывшая с бароном. Подойдя ближе Мора увидел, как вокруг здания полным ходом идёт работа. Широкий двор был разделён на несколько частей. Одна часть была отведена под выгул карсов, на второй стоял навес, под которым хранились повозки. Женщины, прибывшие с их обозом, уже вывешивали на просушку постельное бельё. Мужчины кололи дрова и занимались хозяйством. Но больше всего Мора удивил собственный колодец, появившийся во дворе нового дома. При этом весь двор был выложен каменными блоками, также плотно подогнанными друг к другу, как и блоки на дороге. Глядя на все эти изменения, становилось понятно, что в поселение с обозом прибыл очень сильный маг.

Жители наблюдали за происходящим с опаской. И это было понятно. Слишком резкие перемены в поселении немного пугали. Однако на этом чудеса не закончились. На следующий день все дороги в поселении стали ровными и одинаковыми. Все они были выложены из каменных плит. Центральный колодец также немного изменился. Он стал шире и на нём появился ворот для поднятия воды.

Там где появилось вчера здание, снова многое поменялось. Само каменное здание прилично расширилось, и у него добавился третий этаж. Теперь это был настоящий особняк, какие Мора видел только в городе. Прямо над входом в дом развивались флаги с гербом империи и самого барона. Кроме этого, дорога, идущая в сторону чёрной горы, сильно расширилась и также стала каменной. По крайней мере, насколько хватало взгляда.

Вокруг полей, слева от дома барона, появилась ограда из каменных столбов. Глядя на это всё, глава поселения только диву давался.

Тем временем, прибывший к ним барон, взяв с собой пятерых стражников, отправился в сторону чёрной горы. Путь до неё пешком занимал два дня. Однако барон вернулся уже через четыре дня назад. Причем не один, а привёл с собой десять человек из поселения. Позже Мора узнал у них, что барон нанял людей для вспашки своего поля. Работы сейчас в поселении особо не было и многие согласились подработать.

Теперь работа на поле кипела полным ходом. Нанятые люди привезли с собой не только инструмент, но и зерно для посева. Ещё через день привели пару булдов и привезли плуги. Поле быстро перепахали и также быстро засеяли. Но самое удивительно было в другом. Едва наёмные работники уехали, как через пару дней появились всходы. Причём расти они начали так быстро, что за следующую неделю поднялись почти до колена. А ещё через неделю поле зацвело. Тем временем барон не сидел на месте. Пологий склон за его домом сильно видоизменился. Сначала с него пропал весь камень, а затем вокруг появилась каменная изгородь. Теперь, под предводительством барона, там работали, прибывшие с ним, мужчины. Они вскапывали ровными рядами склон, постепенно превращая его в ступенчатые террасы. Не прошло и пары недель, как вся северная сторона склона была засажена необычным кустарником. Кусты были очень пышными, но невысокими. Южная сторона склона, некоторое время оставалась нетронутой. Но вскоре и на ней появились посадки. Причём, судя по каменным опорам и натянутым веревкам, это были какие-то вьющиеся растения. Они с удивительной скоростью оплели все опоры, и вскоре склон стал совершенно заросшим.

Прошло ещё тридцать дней. Однажды вернувшийся с прогулки сын Моры, радостный, подошел к отцу. Остановившись у стола, он вытащил из сумки желто-красный плод размером с мужской кулак. Положив на стол перед отцом, мальчик улыбнулся.

— Гляди, это мне Рукона подарила, — произнёс он.

— Что это? — удивился Мора.

— Это ялша, — произнёс он.

— Ялша? — удивился Мора.

Он взял плод и поднес к лицу. От него пахло медовой сладостью.

— Но ялша ведь мелкая, как ноготь. Откуда такая большая? — спросил Мора.

Его сын загадочно улыбнулся.

— Ты не поверишь. Это барон Ирити подарил им семена такой ялши. В поселении у черной горы целый сад из высоких деревьев. Рукона сказала, что семена были магическими. Деревья выросли за неделю, а потом зацвели. На них теперь столько плодов, что они уже думают, куда их все деть, — произнёс его сын.

Вскоре стало известно, что почти весь урожай выкупил у селян сам барон. Впрочем, и все излишки зерна так же выкупил он. Этот барон был крайне удивительным человеком. Он то исчезал куда-то на несколько дней, то внезапно возвращался назад. И каждый раз в округе происходило нечто новое. Спустя пару месяцев, Мора встретился с приехавшим в их поселение главой другой деревни. Их деревня была в двух днях пути к северу. До них также дошли слухи о новом бароне, и глава их деревни приехал сам поговорить с ним. Увидев, как изменилось поселение, Нурис был поражён. Он остановился на ночлег в доме главы и за ужином с восхищением расспрашивал его о бароне. Мора рассказывал ему, что знал. Он даже угостил Нуриса плодами ялши, купленными его сыном. Попробовав сочные и сладкие плоды, гость пришёл в неописуемый восторг.

— Наше поселение также перешло под управление господина барона. Давно уже ждём его, — признался Нурис.

Мора почесал затылок.

— На вид он человек хороший. Налоги не задирает. Много всего делает в округе. Он даже дорогу до чёрной горы создал. Теперь на повозке до туда за один день можно доехать. Я слышал, он мастер алхимии. А ещё один из его стражников рассказал мне, что он участвовал в войне с нагами. Больше-то я ничего особо не знаю, — признался Мора.

— А что это за столбы со странными символами вдоль леса? — спросил Нурис.

— Это магические истуканы. Зверьё отгоняют. А демоны от них вообще шарахаются в стороны. Эти столбы тоже барон создал, — ответил Мора.

— Вам только торговой площади не хватает, и будете как город, почти, — усмехнулся Нурис.

-2

Наутро Мора проводил гостя к дому барона. Но того на месте не оказалось. Стражник у ворот сообщил им, что барон на склоне с рабочими. Пройдя туда, они поднялись по каменной широкой лестнице, почти на самый верх. Барон, и правда, стоял с работниками и что-то обсуждал. Когда они подошли к нему, то увидели, что работники рассматривают корзины, заполненные ярко-красными гроздями крупных ягод. Барон, взяв одну из кистей, пробовал ягоду и согласно кивал.

— То, что нужно, — заключил он.

Заметив пришедшего главу поселения, он повернулся к нему и поздоровался.

— Попробуй, — предложил он, протянув ему гроздь.

Мора оторвал вытянутую ягоду и, сунув в рот, надкусил. Ему в рот брызнул сладкий, душистый сок.

— Вот это да! — восхитился Мора. — И напился и наелся одновременно.

Барон усмехнулся. Работники тоже улыбались.

— Это вернат. Я привез его семена из Тритлиса, портового города на юге от столицы. Его туда в сушёном виде доставляют из дальних земель. Проблема только в том, что для этого растения нужно много солнца. На земле он не вызревает. А вот на склоне, тут тепло и света ему хватает с лихвой, — пояснил барон.

— Господин барон, я привёл к вам гостя. Это глава поселения у трёх ручьев. Он очень хотел бы поговорить с вами, — произнёс Мора.

Нурис склонил голову и представился.

— Хорошо. Идём, поговорим, — согласился барон.

Он приказал работникам собрать ягоды с этой террасы в амбар и направился к лестнице. Они спустились со склона и, пройдя в особняк, поднялись на третий этаж. Вскоре им принесли душистый настой. Самоха сидел молча, слушал собеседника и размышлял над его словами. Вся его речь сводилась к вопросу о постройке дороги в сторону города. Жители их поселения в основном занимались заготовкой лекарственных трав и кореньев. Единственная трудность была у них в транспортировке заготовленного сырья до города. Но тут Самохе порадовать их было нечем.

— К сожалению, в ближайшее время дорогу до города делать я не собираюсь. У меня возникли некоторые разногласия со столичным дворянством. Поэтому я не желаю, чтобы они расхаживали по моим землям. Но путь в город всё же будет. Правда, закрытый. Воспользоваться им смогут только жители земель и мои подчинённые. Никто из посторонних туда допускаться не будет, — заявил барон.

— Как жаль, что не будет дороги, — расстроился Нурис.

— Ещё не известно, что лучше, — ответил барон. — Ведь там, где есть дороги, там встречаются и грабители.

Не согласиться с ним было сложно.

Алексей Шинелев