Новый киногод начнем, пожалуй, с вашей любимой рубрики ретро-детектив, в этот раз он "ретро" не столько относительно даты выхода, сколько по стилю. Экранизация творчества Агаты Кристи — отдельный пласт мирового кинематографа, весьма объемный и неоднородный. Были удачи и провалы. Но всегда сценарий переписывался с учетом особенностей местности, куда переносилось действие. Не стал исключением и этот мини-сериал, максимально дистанцировавшийся от чопорной Англии.
Итак, "Убийство на семейном вечере" 2006
1939 год. Французская Бретань. Стареющий аристократ Симон Ле Тескью (в исполнении Робера Оссейна, известного по роли Жоффрея де Пейрака в нетленной "Анжелике") собирает в гостиной домочадцев и приехавших издалека родственников, хочет объявить им что-то важное. Но не успевает. Не доживет юбиляр до торжественного ужина в его честь. Судебная полиция в лице окружного комиссара Ларозьера и его помощника Лампиена исследует место преступления, ведет допрос подозреваемых.
Прислуга явно что-то знает, но молчит. Сыновья-наследники Эдуар, Антонел и Виктор, а также незаконнорожденные отпрыски Элуа и Инесс переругались меж собой, дошло до потасовок и членовредительства. Несмотря на неостывшее тело патриарха, молодежь вовсю развлекается: крутит мимолетные романы, уводит чужих жен, разоблачает самозванцев, грозит суицидом, охотится на кабана, рассуждает о гитлеризме и спиритизме, готовится к Олимпийским играм (в семье есть спортсмен).
В фильме столько всего намешано, что порой берет оторопь: душегуб и в самом деле осуществил свой черный замысел или это была инсценировка? Но зачем? Чтобы показать изнутри «гнилость» правящего класса? У его лощеных представителей за душой ничего святого.
Присущие классическому детективу таинственность интерьеров фамильного замка, недосказанность диалогов, мистический ужас свидетелей перед свершившимся злодеянием, «говорящие» намеки и подсказки начисто отсутствуют в кадре. Все буднично, на скорую руку, незатейливо, упрощенно.
Служанку соблазняют прямо под лестницей, неподготовленную к новости 16-летнюю дочь знакомят с родным папашей, шантажиста обезвреживают выплатой означенной суммы, простушка выдает себя за графиню. Все — играючи, непринужденно, без усилий и творческих мук со стороны интернациональной съемочной бригады. Этот нескончаемый карнавал в доме смерти под музыку, Стефана Муши сопровождается субтитрами с анимированными карикатурами.
Героиня Эльзы Зильберштейн никак не вяжется с образом роковой дамы, у нее потухший взор и почти полное отсутствие фактуры. Не красавица и не яркая личность. Не заботливая жена и никакая мать. Но кто же она тогда? Неужели ради Эдит два взрослых мужчины станут выяснять отношения на краю пропасти с непредсказуемым исходом?
Наблюдая за этими малозначащими для раскрытия интриги эпизодами, забываешь, зачем, собственно, в поместье нагрянули следователи и почему так легко открылся сейф, где хранятся бриллианты. Адюльтеры куда интереснее, а разоблачения неверных супругов — колоритнее.
Однако постепенно приходит понимание того, что все это сделано неспроста. Увлекшемуся попутными сюжетными линиями зрителю не удается сконцентрироваться на наиболее достойной версии. Он наугад вычисляет злодея. И попадает впросак.