В одежде рабской Сын нисходит с Неба,
Господь всему, Всемилостивый Спас!
Остался Тем, Кем был, воспринял то, чем не был!
Рожденный Девой Бог, помилуй нас!
*
А Святки – значит, дни святые –
Благоговением храни
И развлечения пустые
Далече от себя гони.
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)
– Отец Киприан, благословите. Как человеку в миру во всей мирской суете почувствовать духовное содержание праздника Рождества? На что нужно обратить внимание, чтобы достойно встретить рождение в мир Спасителя Христа?
– По возможности человеку обязательно надо посещать богослужения. По крайней мере, в субботу вечером быть на всенощной, в воскресенье – на Литургии, потому что в эти недели как раз готовит нас Церковь песнопениями и чтениями к встрече Рождества Христова. Внимательно, да… Если человек не может быть на богослужении по каким-либо причинам, то может сам помолиться, прочитать последование этих служб, которые как раз и говорят нам об этом событии.
– Почему в Рождественский пост человек не призывается Церковью к сугубому покаянию, в отличие от Великого поста?
– Покаяние – это нерв духовной жизни, но это не значит, что вне Великого поста человек должен оставлять его. Покаяние нужно не только постом. А по Уставу Церкви и Рождественским постом читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Но мы эту традицию опустили, и она, к сожалению, ушла в прошлое. Мы сейчас ее не читаем, даже монахи.
Великий пост нас готовит к воскресению души, к самому главному событию, ради чего Господь и воплотился, да? Это завершение всего спасительного замысла Бога о нас, поэтому это самое особое время в жизни Церкви в году.
Но к встрече с Рождеством Христовым, к переживанию этого события мы тоже готовимся постом. Рождественский пост тоже достаточно продолжительный. Он полегче, чем Великий, но тем не менее тоже пост.
Мы в принципе призваны к покаянию, не оставлять покаяние. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Если на вершину добродетели взошел человек, не должен оставлять покаяние». Посмотрите, у нас утренние и вечерние молитвы, да? Там тоже присутствует покаяние. Самые простые правила даже для всех – вечерние молитвы, исповедание грехов. Человек готовится к причащению Святых Христовых Таин. Как готовится, кроме поста? Покаянием, исповедью. Смотрите, никогда же их мы не оставляем. Ту закваску, которую человек должен получить Великим постом, надо сохранять все время. Не только в Великий пост, да? Чтобы мы там каялись, а теперь можем жить как придется, без покаяния. Нет. Нельзя оставлять.
И Рождественский пост, конечно, не исключение. Повторюсь, по Уставу мы должны и Рождественским постом читать молитву святого Ефрема Сирина. Но, к сожалению, мы просто ее опускаем. Конечно, нам ничего не мешает дома ее читать, келейно. Так что Устав Церкви как раз говорит о другом.
– Человек в миру постоянно рассеивается. Посоветуйте, пожалуйста, как жить, чтобы Христос Спаситель всегда был на первом месте, чтобы человек ощутил радость в Рождество от того, что Бог воплощается.
– Что касается рассеянности, то отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что рассеянность – общий недуг, то есть не только в миру. И в монастыре человек может рассеиваться. Мало того, отец Иоанн сказал, что это – недуг. Мы болеем этим. Мы постоянно увлекаемся на второстепенное, порой и на ненужное, вредное. Наша задача, вне зависимости от времени года, вне зависимости от того, есть пост или нет, – учиться ходить в присутствии Божием. И лично к Богу обращаться. Вот это никто за нас не сделает. Про это и апостол Павел сказал: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 16). Речь идет не о том, чтобы мы сутками стояли с воздетыми руками и только читали Псалтирь и молитвослов. А речь идет как раз об этом хождении в присутствии Божием, в памяти, что Господь нас видит. И как можно чаще лично к Богу обращаться.
Причем это настолько серьезно, что преподобный Исаак Сирин говорит: «Тот, кто во время благоденствия не радеет о личном обращении к Богу, того постигают ужасные искушения». Он даже не говорит о посте, не постом… Но тем более к встрече с Рождеством Христовым Церковь нас готовит и посильным воздержанием в пище, чтобы нам облегчить жизнь души, облегчить тело. А потом пост – это тоже послушание, которое воспитывает человека, воспитывает волю, ограничивает его, да?
Как живет Церковь? Повторюсь, очень важно внимать тем песнопениям и чтениям, которые Церковь нам предлагает в подготовке к встрече со Христом, с этим праздником особым.
У митрополита Афанасия Лимассольского есть такая фраза: «Не теряй Христа из виду». Это задача для всех. Вне зависимости от того, пост, не пост, готовимся мы к какому-то особому празднику или нет. Это всегда надо стараться хранить. Для некоторых разницы даже нет, когда пост или не пост, они всегда с Господом. Вот это задача для человека.
– Что бы Вы посоветовали людям, которые не чувствуют радости от праздника Рождества, но хотят порадоваться?
– Радость – это Господь. Сам Господь. Будет радость тогда у человека, когда Господь будет на первом месте. Путь к этому только один – покаяние. Только через покаяние можно прийти к тому, что Господь действительно будет у человека на первом месте. Вот тогда будет радость. Нечувствие от разных причин происходит. Про это тоже хорошо пишет преподобный Иоанн Лествичник. Надо смотреть, от чего в первую очередь происходит такое нечувствие в душе. Кстати, одно из средств лечения нечувствия – это пост.
– Пост во всей его полноте, не только пищевой…
– Конечно, не только еда, но в том числе и еда. Речь в первую очередь идет о воздержании в пище и питии. Вообще, русское слово «пост» созвучно греческому «apastia», что означает «неядение».
– То есть в первую очередь имеется в виду физическая составляющая.
– Воздержание, да, конечно. Тело связано с душой. Если человек пространно питается, жирной и вкусной пищей, его естество в каком состоянии? Огрубеет. Господь же нам что сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21: 34).
Что Господь поставил нам на первое место? Чему Он нас учит? Про пищу и питие говорит, что отягчает сердце, делает его грубым, нечувственным к духовному. Поэтому посты – это для нас великое благо. Если человек постится разумно, с рассуждением, то человек постом здоровья набирается. Кстати, не только для души, но и для тела. Конечно, это не самоцель, здоровье тела в пост, но в том числе.
– Цель поста – это…
– Смысл один: жить с Богом и в Боге. Искать одного: чтобы жить в общении с Богом, Богообщением. Чтобы Господь был на первом месте, все делать так: смотреть, а как Господь на это смотрит? А Господь нам Свою волю открыл в Евангелии, чего держаться.
Постом мы готовимся к встрече с Богом. Господь явился в мир, чтобы Его встретить, мы к этому готовимся постом.
– Отец Киприан, не могли бы Вы рассказать о самом первом Рождестве в Вашей жизни, которое Вы помните?
– Первое Рождество, которое я встретил, было, когда я служил в армии. Я попал в Донской монастырь. Владыка Тихон (Шевкунов) был тогда еще иеромонахом. Это было Рождество 1993 года.
И помню, как после той обстановки, которая была в армии, я вдруг попал на монашескую трапезу после праздничной Литургии. И когда мне сказал сосед, который сидел рядом: «Окажи любовь, подай…» – и попросил что-то подать, я от этих слов, как плавленый сырок, растаял. Думаю: «Куда я попал? Да… Небо на земле – вот, здесь».
Это было первое Рождество, которое я праздновал в Церкви. Наверное, оно и запомнилось вот этим контрастом, как люди обходятся между собой вне Церкви и как люди живут в Церкви. Контраст был удивительный.
– Когда посещаешь монастыри, чувствуется, что за оградой остался другой мир…
– Правильно. В Писании сказано: «На закон Его будут уповать острова» (Ис. 42: 4). Ну, как могут острова надеяться на Бога? А святые отцы говорят, что тут речь идет о монастырях, что они – как острова в этом мире. Люди остальные живут как? Болтаются в этих соленых волнах, где их и укачивает… И когда они попадают в монастырь, они здесь могут отдышаться, в себя прийти.
– Как работает просфорня в рождественские праздники? Наблюдается ли аврал?
– Какого-то особенного аврала нет. Чаще печь приходится. Надо вовремя печь, и все. Самое трудное время – это перед Пасхой. Там и Артос надо успеть испечь, и маленькие просфоры, и служебные. Самое напряженное время для просфорни – это Великий пост, особенно перед Пасхой.
Перед Рождеством мы печем просфор столько же, как на обычное воскресенье. Дело в том, что служба ночная, пост закончился. Плюс у нас еще раздают разговление, угощение. И люди больше уже думают не о просфорах. Они все почти уже причастились Святых Христовых Таин, а тут разговление раздают. Так, чтобы в большом количестве просфоры разбирали, такого нет.
– Как правильно провести святки, чтобы не растерять то, что человек приобрел в результате поста и праздничных служб?
– Насколько это возможно для человека, чаще участвовать в богослужении. И не увлекаться скоромной пищей. То есть, если человек располагается на отдых от духовного труда, от труда над собой, от труда покаяния и как раз того самого хождения в присутствии Божием и личного к Богу обращения, конечно, он потеряется. Как человек-купец, который работал-работал, зарабатывал копеечку, потом взял и пропил все. И что, и где его труды? Так и тут, падшие духи нас искушают, они же не откладывают свои искушения до начала нового поста. Наоборот, для нас, людей немощных, плотских, безопаснее время поста, чем время без поста. Постом легче для души. Для немощного человека время поста легче: меньше соблазнов, меньше искушений. Именно с точки зрения телесных искушений. Тут я поневоле себя ограничиваю, в пост не кушаю. А там – труднее, вне поста, когда разрешение на все, труднее.
– Что человек должен делать, чтобы возрастать из силы в силу, становиться духовно сильнее с каждым постом, с каждым великим праздником?
– Что сказал Господь апостолу Павлу? «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9), то есть самоукорение и самоотвержение. Другого пути к Богу, к оздоровлению души нет. Не засуживание себя, а именно самоукорение святые отцы называют «невидимым восхождением».
Насколько человек преуспеет в смирении, настолько ему будет легче. Вся борьба за смирение. Без смирения невозможна любовь. Смирение не падает. Вся борьба за него. И отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что сейчас для нас, и для пастырей, и для пасомых, самое драгоценное – это познание своей немощи. И задача наша – научиться свое упование возложить только на Бога. Ни в коем случае не на себя, потому что то, что строим на себе, то разваливается…
Подготовила Александра Калиновская