Найти в Дзене
Между прошлым и будущим

Жена Генри Форда разрушила стену своего дома, чтобы выпустить в мир будущую легенду автопрома.

Создателя знаменитого "народного" американского автомобиля Генри Форда можно назвать Моцартом в своем деле. Посудите сами - родившись в семье простого ирландского фермера в 1863 году и не получив никакого образования, кроме церковно-приходской школы, двенадцатилетний мальчик, когда отец подарил ему часы, сразу разобрал и собрал их, а потом чинил хронометры у всех в округе, в шестнадцать лет - уже работал в Детройте в механической мастерской. Он, казалось, простым прикосновением мог исправить любую поломку, чем вызывал зависть других работников, которые "выжили" конкурента. Тогда Генри вернулся домой к отцу, мечтавшему сделать из сына фермера, но парень не выказывал ни малейшего интереса к сельскому хозяйству. Хотя нет - и тут он не потерял времени зря, а успел жениться - и сразу на женщине всей своей жизни Кларе. Это было грандиозной удачей! Многим талантливым мужчинам, чтобы состояться в жизни, не хватило такого крепкого "тыла", каким стала эта прекрасная девушка для Генри Форда. Именно она в 1893 году, когда ее муж в сарае наконец-то собрал свой первый автомобиль, но не задумался над габаритами и застрял в дверях, взяла топор и разломала дверной проем, освободив дорогу будущей легенде американского автопрома, самому практичному, дешевому и надежному автомобилю 20 века. Тот первый автомобиль смог проехать немного, но и немало - говорят, 200 метров, после чего заглох. Толкала обратно его, видимо, счастливая семейная чета. И на закате дней мудрая супруга Генри Форда уберегла знаменитую компанию от разорения, когда пожилой муж, впавший в старческую немощь, едва не попался на удочку к негодяю, который вошел к нему в доверие и готовился "отжать", говоря современным языком, концерн у законных наследников. Однако, в большинстве случаев, как и в случае с выбором жены, у Форда был талант чувствовать людей. Про него ходит много легенд, и вот одна из них.

Во времена Великой депрессии в Америке многие потеряли работу, а попасть к Форду считалось огромной удачей. Надо отметить, что он создал для своих рабочих прекрасные условия - пятидневную рабочую неделю, восьмичасовой рабочий день, отпуска, а также достойную зарплату, которая позволяла его сотрудникам купить создаваемую ими же продукцию - автомобили. Тем самым Форд, всегда понимавший, как выгоднее, еще и увеличивал продажи своих машин. Так вот - к Форду пришли в поиске рабочих мест два инженера с "мясокомбината", скажем так. То есть раньше они производили сосиски и сардельки. Форда мучила проблема - производство стекла к автомобилям было крайне дорогим, а он постоянно стремился сделать свою продукцию дешевле. Тогда он дал кандидатам задание что-то с этим сделать... Те покумекали и ...приспособили аппарат для обертки сосисок к производству стекла. Форд от восторга чуть не убился этим самым дешевым стеклом, придя посмотреть, что вышло. Так он еще раз убедился, что лучшие специалисты - не те, кто давно работает в автомобилестроении, а талантливые обучаемые дилетанты. Их глаз не замылен, и они менее самоуверенны, чем суперпрофессионалы. Этим наблюдением до сих пор пользуются кадровые работники в солидных компаниях.

Форду далеко не всегда все давалось сразу и легко. Достаточно сказать, что его первый автомобиль не продавался, и его компаньоны не верили в его идею "создать общедоступный автомобиль". В то время авто было огромной роскошью, само производство машин было очень дорогим, что- то изменить казалось невозможным - по крайней мере, в ближайшие десятилетия, а доход хотелось, как обычно, прямо сейчас. Его первая компания распалась, в создании новой никто не желал участвовать. Он обошел со своей идеей множество возможных инвесторов, но везде получал отказ, хотя автомобиль уже существовал, и Форд его всем демонстрировал. Он решил, что надо каким-то образом заявить о новом автомобиле, и принял участие в автогонке . Форд пришел к финишу на своей "ласточке" раньше, чем действующий чемпион Штатов! Только тогда дело пошло. Возможно, тогда родилась его знаменитая цитата о том, что если у него будет 4 доллара, он 3 отдаст на рекламу. Форду было уже за 30, когда сошел с конвейера(конвейер - тоже изобретение Форда, которое максимально снизило себестоимость выпускаемой продукции и теперь известно каждому) легендарный "Форд М", воистину народный американский автомобиль.. К 20-м годам двадцатого века 7 из 10 машин, продаваемых в Америке, выпускались на заводе Форда. Но тут компания "Дженерал Моторс" стала набирать обороты, выпуская большее количество моделей и цветов, чем "Форд". У форда был любимый цвет- черный, в который он красил, похоже, все свои авто. А может, он не особо всматривался в такие мелочи. К 1927 году компания Форда, которой руководил уже его сын, была близка к банкротству. Тогда Генри совершил еще один жесткий, но грандиозный переворот. Он остановил производство, уволил рабочих и засел за новый проект. Сына взял в помощники. И уже в этом году новая модель "Форд А" стала лидером рынка.

Форд был, разумеется, волевым, жестким, а порой жестоким и циничным человеком. Такова оборотная сторона капитализма - и вот мы видим, как из милого белокурого паренька к концу жизни получается эдакий "волчара". Он, с одной стороны, обеспечивал достойное существование своим рабочим, вроде бы даже заботился об их духовной жизни и здоровье, не позволяя никакого пьянства и разврата, "влезал" даже в личную жизнь, наподобие нашего парткома, а с другой - когда ему стало выгодно, то смог лишить людей рабочих мест в трудное время. Он общался с криминальными структурами и пользовался их услугами, во время Второй Мировой принял Гитлера и помогал - почти комично звучит, но так современно - и немцам, и американцам, в то время нашим союзникам, а значит и нам... Постоянно вмешивался в дела своего сына, пытался - как и его собственный отец, но гораздо настойчивее, - "переделать" его под свои представления, вольно или невольно портил ему существование. Когда сын рано умер от онкологии, до конца жизни не смог смириться с этим. Это противоречило его же собственной формулировке "я хочу - значит, это будет" или " я не хочу - значит, не будет".

В общем, Генри Форд был противоречивой и сложной фигурой .Его наверняка многие ненавидели, и, наверняка, имели на то основания. Сам он, однако, утверждал, что хочет" улучшить мир своим существованием". Не нам судить, удалось ли ему это, но мощь таланта и влияние этого человека на нашу жизнь трудно переоценить.