Найти тему
Румянцева Анна

Как праздновали дни рожденья в древнем Риме

Как и во всех доиндустриальных обществах, в Древнем Риме детская смертность от различных причин достигала 40%. Кроме того, отец семейства не смог узнать ребенка. Акушерка или один из членов семьи приносит новорожденного к главе семьи. Если отец брал его на руки, ребенок оставался в доме. В противном случае он оставался на пороге. В лучших случаях они приписывали его храму на арене, из которого каждый мог взять его. Официально дети не считались римскими гражданами с какими-либо правами максимум до 10 лет. Судьба детей зависела от доброй воли их родителей.

II век II Римская каменная солеварня. н.д.
II век II Римская каменная солеварня. н.д.

Если младенец умирал в течение года, ему нельзя было устраивать обычные похороны, так как он еще не был полностью сформировавшейся личностью с точки зрения древних римлян. Однако первый обряд, называемый "Dies Lustricus" (день очищения), проводился уже на 8-й или 9-й день после рождения. Перед домом был установлен специальный стол для подарков, и друзья принесли их счастливым мамам. Особая церемония была проведена в честь трех божеств - Интерсидона, Пиранны и Деберы. Эти три божества были олицетворениями сельскохозяйственных орудий, направленных на рубку и измельчение леса, сбор зерна, вреда, вредителей и метлы. Каждый вечер для троих переступали порог дома. У каждого порога они стучали х и пестиком и перемешивали веником.

Атриум древнеримской виллы. Современная реконструкция
Атриум древнеримской виллы. Современная реконструкция

В атриуме (внутреннем дворе римского дома) было разложено ложе Юноны и накрыт стол Геракла. Юнона олицетворяла кормящую мать, а Геракл - новорожденного. Были принесены жертвы богини Лумин, которая отвечала за кормление грудью. Эти жертвы должны были быть окроплены молоком. В период очищения проводилась церемония в честь другой богини - Нандины. Она была хранительницей того, что было названо в честь ее ребенка. По этому случаю ребенку дали имя, внесенное в семейные записи. В то же время богиня судьбы была названа: "Fata Skrivunda" (буквально "написанная судьба") с местом в парке, где отмерялась жизнь на земле. Последняя богиня представляла собой список будущих событий в жизни новорожденного. Их также следует уважать, чтобы судьба ребенка сложилась лучше.

Римский мальчик. Марионетка I век.н.э.
Римский мальчик. Марионетка I век.н.э.

Официальная регистрация новых римских граждан происходила в возрасте 10 лет. Первоначально детей записывали в храм Юноны Люцины, но эта процедура не была обязательной. Только при императоре Августе римляне были обязаны записывать детей в храм Сатурна, где фиксировались имена родителей, место жительства и другая информация. Копии записей остались в архиве храма, а оригиналы были переданы родителям. Трое и более детей от законных браков получают различные преференции от властей. Однако, напротив, бездетные лица имели ограниченные права на получение наследства.

Ралларий, увиденный во время раскопок в Помпеях. Я - век, Н.Э.
Ралларий, увиденный во время раскопок в Помпеях. Я - век, Н.Э.

Как и мы, древние римляне праздновали свой день рождения каждый год. Он был посвящен покровителю данного конкретного человека, его личному гению (этот термин, заимствованный у греков, означал дух-хранитель). Семейный гений и ларам (домашнее божество) приносили жертвы в домашней ларалии. Цветочные гирлянды, вино и специально испеченные пироги. Древнеримский поэт Альбий Тибла описывает такие праздники как.

Слава гения, играющего и танцующего, слава гения и виски черты чистых орхов с чистым вином: пусть струятся славные волосы благоуханного бога, пусть вистонит цветы, падающие с плеч и чела. Этот гений, приди: сладкий пирог в помповом меду я пеку.

'Тиббл в доме Делии'. Лоуренс Алма Тадем, 1866 год.
'Тиббл в доме Делии'. Лоуренс Алма Тадем, 1866 год.

В дни рождения было принято дарить либо "генетрию" (стихотворные или песенные поздравления), либо "наталициум", то есть обычные подарки. После поздравлений и жертвоприношений богам все садились за стол, поднимали кубок в честь виновника торжества, и начинался обычный римский восточный пир.

Праздничный стол в древнеримском доме. Кадр из серии "Рим".
Праздничный стол в древнеримском доме. Кадр из серии "Рим".

Поэт Марк Валерий Маршал, живший в I веке нашей эры и прославившийся как автор "Веселых эпиграмм", о своем дне рождения 1 марта, сочинил такие лирические и философские стихи, как

Мой день рождения.

Мальтийский календарь.

Этот день является самым красивым календарем года, The

День, в который девственницы и девственники дарят подарки, день

Из седьмого пирога, который я положил, пятьдесят

Твой на алтаре, в cas для fium.

К этим годам, если возможно, я прошу

Ты добавляешь ко мне, в течение восемнадцати лет.

Таким образом, даже старики не стареют, даже

Но прожили три состояния нашей жизни, и

Я ходила в Рощу Богоматери.

За пределами гнезда лет ему не требуется

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш  . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став