В 326 году до новой эры на берегу реки Гифасис в Индии произошло объединение разрозненных отрядов македонской армии, и по приказу царя Александра началась подготовка к переправе через очередную водную преграду. Именно в данном месте обессиленное в ходе изнурительного 8-летнего похода войско македонян взбунтовалось, и отказалось продолжать движение в центральные части территории Индии. После трехдневных безрезультатных переговоров царя с воинами и военачальниками, Александр смирился с отказом соратников следовать за своим полководцем и решил придумать достойный образ завершению индийского похода. Подобно тому, как Геракл, дойдя до западной оконечности Ойкумены, воздвиг там 12 столбов, так и Александр приказал воинам воздвигнуть на берегу реки Гифасис 12 алтарей, обозначающих крайнюю точку своего восточного похода. Подробное описание данного монументального сооружения приводится в трудах Арриана, Руфа, Диодора, Плутарха, Алексина и других летописцев античных времен.
По Арриану: «Александр разделил войско на отряды, приказал им соорудить 12 алтарей высотой в самую высокую башню: благодарность богам за дарованные победы и память о понесенных трудах. Когда алтари были сооружены, он принес на них положенные жертвы и устроил конные и гимнастические соревнования». По Курцию Руфу: «Царь приказал воздвигнуть 12 жертвенников из обтесанного камня как памятник своего похода; приказал также расширить укрепления и сделать спальные места больше обычного размера тела, чтобы создать грандиозное сооружение, чудесный, но неправдоподобный памятник для потомства». По Диодору: «Решив здесь положить конец своим походам, он, прежде всего, соорудил 12 алтарей двенадцати богам высотой в 50 локтей; затем велел обвести рвом пространство, втрое больше, чем то, которое занимал лагерь; ров выкопать шириной в 50 и глубиной в 40 футов. Груды выкопанной земли употреблены были на постройку высокой стены со рвом. Каждому пехотинцу было велено устроить палатку с двумя кроватями в 5 локтей каждая; всадники должны были, более того, сколотить по паре яслей вдвое больших, чем обычные, и соответственно увеличить размер всех предметов, которые собирались здесь оставить. Все это он делал, желая придать лагерю вид обиталища героев и в тоже время оставить туземцам следы того, что здесь находились люди огромного роста, обладающие сверхъестественной силой». По Плутарху: «По приказу Александра изготовили оружие и конские уздечки необыкновенного размера и веса и разбросали их вокруг. Богам были сооружены алтари, к которым до сих пор приходят цари пресиев, чтобы поклониться им и совершить жертвоприношение по греческому обряду». Филострат в «Жизнеописании Аполлония Тианского» сообщает, что между алтарями помещалась медная колонна с надписью: "Здесь остановился Александр». Свида в «Лексиконе» свидетельствует, что надпись гласила: «Я, царь Александр, проник до сих пор».
Современные писатели имеют свое видение архитектуры памятника и пытаются его реконструировать с помощью авторской фантазии. Вот как описывает данное сооружение Эдуард Маршалл в исторической книге о походах Александра Македонского: «Я разделил армию на 12 частей, каждая получила свою долю пленных и рабов и приступила к строительству алтаря высотой с парус пентеры, на каждом из которых были начертаны следующие слова: Отцу моему Амону; брату моему Гераклу; Афине Премудрой, Зевсу Олимпийскому, Кабирии Самофракийской, Гелиосу индийскому, брату моему Аполлону. Я оставил не большое пространство между шестым и седьмым алтарями и в нем воздвиг бронзовую колонну на вечные времена и на золотой пластине выбил следующую надпись на греческом, персидском и санскрите: "Здесь Александр сделал привал» (Роман «Победитель», издание 1998 года).
Несмотря на существующие разночтения летописцев в плане описания возведения 12 алтарей можно с уверенностью сказать, что на берегу Гифасиса по приказу царя Македонии были осуществлены огромные по масштабу земляные и строительные работы, которые должны были продолжаться на протяжении длительного времени. Тем не менее, Юстин говорит о том, что «ни одного сооружения воины не воздвигали с большей радостью». Исходя из повествования Плутарха, мы узнаем о том, что 12 воздвигнутых алтарей сохранились спустя четыре века после ухода македонян из Индии. В настоящее время археологи на протяжении многих лет предпринимают безрезультатные попытки найти следы данных величественных построек. Гифасис - это современная река Биас и одна из пяти рек Пенджаба, которая отмечает предел восточной границы завоевания Александра в Индии. Биас берет свое начало в гималайских высокогорьях и имеет протяженность 470 километров, впадая в реку Сатледж. Многие любители античной истории недоумевают по поводу отсутствия положительных результатов археологов в выявлении местонахождения 12 огромных алтарей, воздвигнутых по приказу Александра на берегу Гифасиса. По их мнению, по крайней мере, фундаменты каменной кладки жертвенников должны сохраниться по настоящее время. А выявить на местности следы рва глубиной 12 метров и шириной в 15 метров вокруг лагеря македонян, по их логике, вообще не составляет особого труда. Поскольку македоняне не перешли Гифасис, то круг поисков монументальных сооружений ограничивается только правым берегом реки. Сам лагерь со следами грандиозных построек, естественно, следует искать в непосредственной близости от берега реки Биас.
На самом деле затянувшиеся на многие годы поиски учеными выдающейся археологической достопримечательности затруднены по многим причинам. В ходе идентификации историками места сражения македонян с индийцами при Гидаспе (Джелам) выяснилось, что зачастую современное русло упомянутой реки отстоит от старичного (2300-летней давности) на многие километры. Поэтому существует вероятность того, что бывший лагерь македонян в настоящее время расположен на старичном берегу реки Биас, современное русло которой отошло на десятки километров от предполагаемой точки нахождения исторического объекта. Таким образом, круг поисков значительно расширяется, и локализировать местонахождение 12 алтарей даже с привлечением геодезистов не так просто как многим кажется. Количество осадков в Индии в период прохождения муссонных дождей составляет 870 миллилитров за сезон. За минувшие 2300 лет рвы и валы македонян, не капитальной постройки и наспех возведенные вокруг лагеря, могли быть полностью размыты ливневыми дождями и нивелированы с поверхностью земли. Мы знаем, что при возведении оборонительного рва и вала вокруг боевого лагеря в античные времена подразумевалась обязательная трамбовка грунта для надежности возводимого земляного сооружения. Если огромный вал был деформирован временем лишь частично, то он мог быть полностью уничтожен в результате современной человеческой деятельности. В Европе и в России сооружения старинных оборонительных валов зачастую уничтожаются сельхозпроизводителями, которые используют в качестве обогащения полей плодородный слой гумуса возведенных в древности земляных насыпей и вывозят его как чернозем. К тому же античные летописцы вполне в разы могли прикрасить грандиозность построек македонян, и глубина рва, к примеру, составляла не указанные 12 метров, а всего – три метра. Читал я и мнение российского поисковика, который считает элементарным делом обнаружить с помощью металлоискателя разбросанные македонянами по территории лагеря оружие и конские уздечки «необыкновенного размера и веса». Помимо обозначенных предметов, на территории лагеря обязательно должны были остаться и другие многочисленные свидетельства присутствия македонян в данном месте. Но для этого сначала следует выявить местонахождение самого лагеря. И у меня нет никаких сомнений в том, что сразу после ухода армии Александра лагерь македонян был основательно разграблен индийцами и все оставленные бронзовые и медные изделия изъяты для использования в собственных нуждах. В среднем течении реки Биас, где предположительно должен располагаться лагерь македонян, полвека назад было возведено крупное водохранилище. Его воды также могли затопить знаковое и величественное сооружение македонян. Я неоднократно рассматривал космические снимки западного берега Биаса при крупном увеличении масштаба, в надежде выявить контурные очертания лагеря македонян. Данная местность, как и вся территория Индии, густо населена и мои попытки с помощью современных технологий обнаружить следы присутствия македонян на берегу Биаса оказались пустой тратой времени.