Первый урок – литература в 9-м Б. За спинами рослых мальчишек Наталья Алексеевна не сразу заметила завуча. Вера Анатольевна сидела за последней партой. На учительницу литературы не взглянула, что-то торопливо записывала в журнал посещения уроков, хотя звонок только-только прозвенел и записывать было нечего… А тут ещё сын, Ромка, ввалился в класс после звонка. Вера Анатольевна тут же подняла глаза от своих записей:
- Наталья Алексеевна! А для Калмыкова на Вашем уроке не существует правил внутришкольного распорядка?.. Вы разрешаете ему приходить на урок в любое – удобное для него – время?.. А чем объясняется такая привилегия Калмыкову?
-Калмыков, быстро пройди на место, – велела Наталья Алексеевна.
Ромка нагловато, вразвалку, прошёл к своей последней парте в первом ряду. Швырнул ранец на подоконник, уселся и с независимым видом уставился в окно. Вера Анатольевна улыбнулась:
- Да он у Вас, Наталья Алексеевна, точно – на особом положении!.. Ну, а если бы другой ученик опоздал… Вы бы тоже так легко и просто разрешили ему сесть на место? Тоже сделали бы вид, что всё в порядке?..
Учительница литературы слегка растерялась:
- Ну, да, – разрешила бы сесть… А как надо?.. Оставить ученика за дверью?
Вместо ответа Вера Анатольевна показала глазами на часы над классной доской, сдержанно посоветовала:
- Ведите урок, Наталья Алексеевна. Вы же не на рынке… Пол-урока потратили на своего сына. Будет уместнее дома уделить ему Ваше время. А здесь перед Вами класс.
Наталья Алексеевна растерялась ещё больше: может, надо записать в Ромкин дневник замечание?.. К себе самой обратиться: так мол, и так, уважаемая… Ваш сын опоздал на урок литературы…
А самое обидное было то, что Ромка до самого звонка торчал у окна с Алёнкой Кружилиной, дочкой Веры Анатольевны… И Алёнка тоже опоздала на урок. А если бы Вера Анатольевна пришла на урок не в 9-й Б, а в 8-й Б, где Алёнка учится?.. Какими бы были действия завуча?.. И вообще, – завуч должна была предупредить о своём намерении посетить урок…
Из-за такого скомканного начала урока Наталье Алексеевне плакать хотелось: изучали Лермонтова, «Герой нашего времени» – одна из её любимых тем в девятом. А после диалога учительницы с завучем ребята никак не могли собраться, переговаривались, смеялись. Диана с Машенькой под партой красили ногти, Алёшка Буланин откровенно устроился подремать. Танюшка Кудрявцева с Вадиком Боровиковым деловито завтракали пирожками из Танюшиной сумки. Вера Анатольевна быстро, исподлобья, окидывала класс внимательным взглядом – с последней парты видно всё, как на ладони… и не отрывалась от записей в журнале посещения уроков. Наталье Алексеевне всё же удалось разговорить ребят. Девятиклассники сначала неохотно отрывались от своих дел, но Боярыня – за любовь к красивым платкам и шалям между собой ребята звали Наталью Алексеевну Боярыней – как всегда, задавала такие вопросы, что промолчать было невозможно, и к середине урока ребята не просто разговорились, – горячо заспорили, наперебой доказывали, прав ли был Печорин, когда после всех трогательных свиданий с княжной Мери вдруг признался ей, что никогда не любил её… а просто смеялся над нею. Высказывания девятиклассников, порой совсем неуклюжие, но такие искренние, на какое-то время заставили Наталью Алексеевну забыть, что за последней партой в среднем ряду сидит завуч… Даже Юленька Дорожкина, которая вообще ничего не говорила на уроках, а только кивала, соглашаясь, или отрицательно качала головой, когда Наталья Алексеевна сама за Юленьку отвечала на поставленный вопрос, сейчас поднялась со своей первой парты, прижала к груди кулачки и, уверенная в поддержке, оглянулась на класс:
- Так нельзя отвечать на любовь! Княжна Мери верила ему… Печорину, а он растоптал её веру… и она, княжна Мери, больше никому не будет верить. А как она будет жить?
Ленивая и безразличная ко всему, кроме пирожных из школьной столовой, Лиза Макеева тоже не сдержалась, со снисходительной усмешкой возразила Юленьке:
- С девичьей гордостью у неё… у княжны Мери, проблемы: это ж надо, – так настойчиво добиваться признания в любви!.. Да ещё и первой признаться, что любишь его!..
После звонка с урока Вера Анатольевна сказала:
- Я жду Вас в кабинете, Наталья Алексеевна.
В кабинете завуча Наталья Алексеевна стояла у двери, – как провинившаяся ученица. Вера Анатольевна долго просматривала какие-то документы. Наконец, посмотрела на учительницу литературы:
-Такое впечатление, что Лермонтов не затронул ни одну из важнейших общественных проблем своего времени… а просто рассказал про любовь княжны Мери и Печорина. Вы весь урок – ну, то, что осталось от урока после устроенного Вами базара по поводу соблюдения Вашим сыном правил внутришкольного распорядка – говорили про любовь. Словно забыли, что перед Вами – не подружки… с которыми хорошо посекретничать про любовь, а девятиклассники.
Наталья Алексеевна удивлённо и чуть устало приподняла брови:
- Мы говорили о программном произведении. Тема урока – анализ глав романа. Сегодня мы анализировали главу «Княжна Мери».
- Я не услышала анализа. Я слышала бессмысленные разговоры про любовь. Ваш урок, Наталья Алексеевна, заслуживает неудовлетворительной оценки. Отдельный вопрос – о дисциплине: Вы не видели, чем 9-й Б занимался на Вашем уроке. И… вот ещё что: будьте добры объяснить своему сыну, чтоб он не отвлекал Алёну от занятий.
Наталья Алексеевна вышла. В приоткрытую дверь кабинета Вера Анатольевна смотрела ей вслед…
После Дня Шахтёра прошло уж полгода… Зима вон на дворе, метель – через день да каждый день. Тогда, в конце лета, Вера Анатольевна высокомерно отмахнулась от осторожного предупреждения Александры Фёдоровны, – что Кружилин может кому-то понравиться… А недавно дурёха эта, биологичка Виктория Викторовна, сочувственно опустила синие глазки, выразительно вздохнула:
- Как я Вас понимаю, Вера Анатольевна!.. У меня бы тоже не было никакого настроения… если бы мой Паша вот так… внаглую, встречал после уроков эту… я прошу прощения, Бооярыыню.
Речь шла о том, что Виктория Викторовна до сих пор – с конца ноября – не проверила лабораторные работы 11-го А. Но строгое замечание завуча Виктория Викторовна связала отнюдь не со своим недобросовестным выполнением должностных обязанностей, а расценила как результат плохого – явно не беспричинного!.. – настроения завуча. А глазки синие-пресиние биологичка опустила, – потому что в них притаилась ехидненькая насмешка…
А дома – этот неожиданный Алёнин вопрос:
- Мам!.. А что бы ты сделала… Ну, если бы отец полюбил другую? Разрешила бы ему уйти? Или просила бы его, чтоб он остался?..
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»