Совсем скоро — 7 февраля 2023 года — исполнится ровно 330 лет со дня рождения Анны Иоанновны Романовой (07.02.1693), племянницы Петра I, дочери его родного брата царя Ивана V, Императрицы и Самодержицы Всероссийской (1730-1740).
Когда рассуждают о царствовании Анны Иоанновны, принято употребить термин «бироновщина» — это ссылка на Эрнста Иоганна Бирона, остзейского дворянина и фаворита императрицы, которому молва приписывала чрезмерное влияние на государыню.
Фавориты были и у императрицы Елизаветы, и у Екатерины Великой (даже не один), но фавориты для незамужней императрицы — это явление нормальное: все женщины на Российском троне умели четко проводить границу между личными интересами и интересами государства Российского, а фавориты-мужчины по сути были высокопоставленными менеджерами на службе у главы государства женского пола.
Императрица могла поручать своим фаворитам выполнение очень важных государственных функций, но вопрос о том, как должна женщина — глава государства — предстать перед своими подданными на самом массовом портрете XVIII века — на монетах — этот вопрос Самодержица Всероссийская решала сама.
В 1733 году Анна Иоанновна утвердила «Инструкцию минцмейстеру», в которой было записано, что «должен он минцмейстер смотреть не токмо во окуратности веса и пробы как то самое главное дело но дабы и монеты были напечатаны как в персоне так и в гербе исправно».
Т.е. руководству монетного двора было Высочайше предписано — обратить особое внимание на качество (исправно) изображения на монете 2-х элементов дизайна, из которых первым была названа персона (портрет императрицы).
Неизбежный — при технологии чеканки начала XVIII века — производственный брак также был оговорён:
«ежели при обракованьи монет явятся нечистой работы и в персоне и в гербе будут неявственны или с пленами и щербинами то оных казначею к приходу не отдавать, и у мастера не принимать, а перепортя молотом отдавать паки в передел».
Впрочем, минцмейстер монетного двора и без Инструкции понимал: «не дай бог в руки императрицы попадут монеты «нечистой работы … в персоне … неявственны» — за допуск в денежное обращение таких «разновидностей» государыня накажет ну очень строго !»
😋
СЕРЕБРЯНЫЙ РУБЛЬ — это единственная монета, которую в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) чеканили каждый год, но чеканили те рубли с разными портретами императрицы, к которым приложили свою руку разные граверы 2-х московских монетных дворов (Кадашевский МД, Красный МД) и 2-х монетных дворов Санкт-Петербурга.
Императрица относилась к своему изображению на монетах критически — большая часть из них так и осталась в пробниках.
Первым, кому — предположительно — удалось добиться утверждения своего варианта портрета для серебряного рубля, был датчанин Антон Шульц.
Монету императрица к выпуску одобрила, но видимо тот портрет на монете удовлетворил ее не полностью — вскоре на российских рублях появились другие Анны Иоанновны.
Лучше первой Анны они явно не стали — приведу некоторые названия, которыми впоследствии те портреты получили у нумизматов: «цыганка», «ведьма», «Анна со скошенным лбом», «Анна с острым носом», «Лирическая» …
Портреты императрицы на серебряных рублях менялись ежегодно — до тех пор, пока не появилась монета, известная нумизматам как «Гедлингеровская Анна».
Гравёр швейцарского происхождения Иоганн-Карл Гедлингер работал на Королевском монетном дворе Стокгольма и был столь искусен в изготовлении монетных штемпелей, что его приглашал на работу в Россию ещё Пётр I.
Гедлингер от приглашения Петра I отказался, как позднее он отказался и от личного приглашения Анны Иоанновны.
А вот когда российская императрица обратилась к шведскому королю Фредрику I с просьбой повлиять на своего гравёра и на некоторое время предоставить мастера в ее распоряжение, то отказать шведскому королю Гедлингер уже не решился и отправился в Россию в командировку.
Прибыв в Россию в октябре 1735 г. со своим учеником Даниэлем Ферманом, Гедлингер до июня 1737 г. успел изготовить Большую государственную печать, вырезал несколько штемпелей для медалей и вырезал штемпель для серебряного рубля, который был употреблён для чеканки 2 671 монет на Временном монетном дворе, открытым по этому случаю в Санкт-Петербурге на Московской стороне в бывших палатах князя Прозоровского.
В ноябре 1736 года Анне Иоанновне представили 100 новеньких серебряных рублей, отчеканенных штемпелем работы Гедлингера — императрица была в восторге !
Наверное швейцарец угадал главное: он придал женщине на монете вид царственной особы, перед которой следует склонить голову — именно такой должна быть представлена на монетах Божьей Милостью Императрица и Самодержица Всероссийская !
Щедро вознагражденный за свою работу, Иоганн-Карл Гедлингер вернулся в Стокгольм, а российским гравёрам была поставлена задача — вручную изготовить копии рублевого штемпеля работы Гедлингера, поскольку маточник для тиражирования штемпелей швейцарец россиянам не оставил.
Задача была поставлена так — не испортить «Гедлингеровскую Анну», скопировать штемпель максимально приближенно к оригиналу.
Задачу была выполнена гравёром Лукьяном Дмитриевым, и уже штемпелями его работы чеканили основные тиражи серебряных рублей: первоначально в 1737 году — на Красном монетном дворе в Москве, а затем в 1738 г.-1740 г. — на вновь открытом монетном дворе Санкт-Петербурга, куда Л. Дмитриев был переведён из Москвы.
Он же, Лукьян Дмитриев, воссоздал Гедлингеровский портрет Анны и на штемпеле другой монеты — серебряной полтины.
О разновидностях и о коллекционной цене серебряного рубля
Посколько чеканки рубля происходила на нескольких монетных дворах, а к изготовлению штемпелей привлекались разные граверы, это явилось причиной появления у монеты очень многих разновидностей:
- c портретами от разных граверов — числом более 10;
- с сокращением при написании титула императрицы (САМОДЕРЖ.ВСЕРОС) и без сокращения;
- с ошибкой при написании легенды — «ИМПЕРАТРNЦА»;
- с двуглавыми орлами при языках и без языков;
- с коронами на головах орлов при крестах и без крестов;
- с разными вариантами украшений у императрицы — с кулоном и без кулона, с брошью и без броши, наплечники с фестонами и без фестонов, в прическе 5, 7, 8 или 10 жемчужин;
- с разным расположением деталей рисунка относительно друг друга.
Разновидностей много — диапазон цен также широк.
Разновидности рубля чеканки 1734 года — их 18 — оцениваются от 145 000 рублей (VF) до 420 000 рублей (XF).
Разновидности рубля чеканки 1735 года — их 2 — оцениваются от 3 500 рублей (VF) до 36 500 рублей (XF).
А не имеющая разновидностей «Гедлингеровская Анна», отчеканенная в бывших палатах князя Прозоровского тиражом всего лишь в 2 671 экз, имеет коллекционную стоимость 1 млн 600 тыс рублей (XF).
Серебряные российские рубли чеканки 1730 г.-1740 г. — это отдельная тема для престижной коллекции нумизмата, которую можно собирать всю жизнь … с надеждой когда-нибудь завершить ее приобретением «Гедлингеровской Анны».
🙂
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.
За репосты — отдельная благодарность! 👌
Нумизматам я порекомендую заглянуть в группу VK моего подписчика Никиты Ополченова «Такая интересная нумизматика» 👉 https://vk.com/numizmatika.world
Хотите больше узнать о любимом хобби ? Тогда Вам туда !
😊