Использовать паклю для уплотнения – плохой вариант. Баня довольно сырое помещение, а пакля, как и всякая материя, легко набирает воду и плохо отдаёт обратно. Сырость же для деревянного строения гибельна. По классике для бани используют так называемый красный мох. У него жесткие стебли, и поэтому он не слёживается. У нас же в окрестности его нет, зато полно т.н. белого мха, и я рискнул его использовать. Это была ошибка. Он весь травянистый, и после высыхания под нагрузкой превращается в “пенопласт”. Поэтому зимой, когда фундамент немного играет, между брусьев образовывались щели, в которые дуло. Периодическое конопачивание мхом помогало не сильно. Впоследствии баню снаружи обшили с утеплителем, и сифонить перестало. Но есть и один положительный момент. Этот мох обладает сильными антисептическими свойствами, и по прошествии 11 лет на брёвнах нет ни намёка на почернение.
Первое время воздух в парилке был тяжеловат. Причина проста. Брус был из хвойных пород, и смолистый запах не способствовал долгому пребыванию. Поэтому стены и потолок обили тонкой вагонкой (ой, дорого!). В печном углу – осиновой, вокруг полка – липовой. Такой выбор обусловлен тем, что “всем известно, что осина не горит без керосина” (ещё как горит, но не тлеет). Ну а у липы приятный запах. После этого нахождение в парилке продолжительное время доставляло только удовольствие.
Потолок над помывочной частью утеплён стандартным минеральным утеплителем. Над парилкой же нанесено примерно 10 см смеси глины, песка и опилок. Правда, такой способ имеет смысл только тогда, когда баня топится ежедневно. Он даёт дополнительное мягкое тепло сверху. Но при редких топках он не может нормально за один раз прогреться, и его использование бессмысленно.
Теперь о самом тепле. Каменка дает лучшее тепло, мягкое. К тому же так долго его сохраняет, что зимой на следующее утро можно без проблем помыться. Увы, топить её надо сильно заранее, что не всегда удобно. Поэтому я остановился на железной печке. Фирму называть не буду, чтобы меня не обвинили в рекламе. Скажу лишь, что за 12 лет активного использования она по-прежнему работает без намёка на прогар. Важно, чтобы производительность печи соответствовала размеру парилки. 12 куб.м (2.9х2.3х2) вполне достаточно как для удобного парения (меньше – печь поджаривает парильщика), так быстрого нагрева (при необходимости). Бак для горячей воды установлен на трубе. При такой конструкции, пока вода холодная, в трубе довольно активно оседает сажа, и раз в год приходится её прочищать. Зато вода не закипает, и ко времени помывки нагревается до 60-70 градусов. У печей, где бак прикреплён к корпусу печи, вода быстро доходит до кипения. Для русской бани это хорошо, но если вы предпочитаете режим сауны, такая печь вам не подходит.
Теперь о самом важном атрибуте бани – о вениках. Вероятно почти каждое растение обладает какими-то лечебными свойствами. Поэтому веники можно делать из чего угодно (может быть, кроме борщевика). Информацию об этом вы легко найдёте в интернете. В то же время русская баня ассоциируется в первую очередь с берёзовым веником. И это не случайно. По совокупности свойств лучше его найти трудно. Если с лекарственными качествами другие веники ещё могут поспорить, то массажные качества превзойти невозможно. Тонкий лист берёзы легко распаривается и при соприкосновении плотно прилегает к телу. Тонкие гибкие ветки полностью обнимают всё тело. Если при этом поддернуть веник на себя, листья основательно проглаживают кожу, создавая хороший массажный эффект. Только при заготовке веника надо правильно выбирать материал. Верхние ветки берёзы обильно усыпаны листьями, но достаточно жесткие. Нижние – тонкие, гибкие, но листьев на них мало. К тому же нередко они бывают замшелыми. Поэтому я обычно выбираю ветки из середины ствола. Они тонкие, гибкие с достаточным количеством листвы. Длину я подбираю под себя. Методом проб и ошибок я остановился на длине в локоть. Более короткие не дают полного охвата тела, а длинными неудобно работать. Количество веток выбираю так, чтобы рука без усилий полностью охватывала веник. Сначала подвяливаю в предбаннике, досушивать можно и в прохладном, но обязательно темном месте. На свету листья быстро теряют цвет.
Попробовал я и другие веники. Сразу скажу, что крапивный и полынный веники рекомендовать не буду. Не потому, что они вредны, а потому, что их хватает на 30 секунд. После чего они превращаются в тряпку. А вот добавлять 2-3 ветки крапивы и полыни в берёзовый веник очень даже можно. Как и любое другое растение. Я довольно часто делаю такие смешанные венки с липой и дубом. В интернете пишут, что черёмуховый веник добавляет бодрости. Я это не заметил. А вот ольховый веник очень благодатно воздействует на кожу, и могу его порекомендовать тем, у кого с этим делом проблемы.
А ещё недавно мне предложили новый способ заваривание веников. Очевидно, что замачивании их в воде немалая часть полезных и просто ароматических веществ уходит в воду. Если же веник засунуть в полиэтиленовый пакет (подходят мусорные пакеты), налить немного воды и положить в теплое место, все вещества сохраняются в листьях, и аромат в парилке гораздо сильнее. Правда, для такого метода нужно много времени, и лучше всего веники запаривать с предыдущего вечера.
Правда, здесь важно не переусердствовать. Не все люди переносят сильные запахи. Как и высокую температуру. Раз я пропарил своего двоюродного брата, после чего из парилки он выползал на четвереньках, а потом ещё полчаса не мог подняться с лежанки. Таким людям баня противопоказана. Но если вы легко переносите температуру и растительные запахи, то эта благодатная процедура пойдет вам только на пользу. Особенно, если после парилки растереться снежком. Любой скраб отдыхает – кожа после этого становится как у младенца. Учтите, женщины.
Ну а теперь затапливайте. И лёгкого вам пара!
Первая часть здесь.