Копья хороши, чтобы колоть и рубить, могут быть длинными или короткими. Это не только наступательное и оборонительное оружие для пехоты, но и атакующее оружие для конницы.
Копья известны как "правитель сотни воинов" (百兵之王 bǎi bīng zhī wáng) и занимают важное, практически главенствующее положение, разве что арбалеты и луки могут поспорить по части массовости в армии Старого Китая. Всё остальное использовалось в гораздо меньшем количестве, при этом, напомню, для армии той поры было естественно разделять оружие на несколько дистанций в зависимости от воздействия на противника:
- самострелы и луки били на дальнюю дистанцию, позволяя воздействовать на врага удаленно, и с точки зрения тактики - это лучшее оружие;
- копья и подобные ему длиннодревковые виды оружия позволяли работать на средней дистанции ,например не подпуская вражескую конницу к своим стрелкам;
- всякое там короткое клинковое и ударно-дробящее оружие работало на ближней дистанции, по сути это уже аналог пистолета наших дней, когда все возможности предыдущих видов были исчерпаны по тем или иным причинам;
- завершает же оружие скрытого ношения, мы много раз рассказывали о разных видах, по сути его цель проста - спасти жизнь, когда ничего другого уже нет.
Это достаточно логичное распределение тем самым и ставит копье "во гласе ста воинов", делая его по сути основным и обязательным для изучения оружием. С другой стороны его практически повсеместное использование в самых разных ситуациях как в пехоте, так и в коннице породило множество самых разных вариантов копий, отличающихся размерами, материалом древка и формой наконечника. Вот сегодня мы поговорим как раз о них.
Китайское стремление стандартизировать всё и вся позволяет сейчас получить преизрядное количество документов, проливающих свет на различные формы наконечников, поясняющих их назначение и область использования. Однако эти рисунки и описания в военных книгах - слишком условны и не совсем понятны, и в этом случает нам на помощь приходит археология!
Для понимания личным составом богатой функциональности копий и широкого спектра применения (кроме боевого), китайские военные трактаты указывают, что копья можно использовать и как защитное заграждение для лагеря:
立枪为营
lì qiāng wéi yíng
или даже изготавливать плоты для переправы из вязанки копий:
缚枪为筏
fù qiāng wèi fá.
Когда мы говорим про наконечники копий (枪头 qiāng tóu) и их габариты, то в источниках рано или поздно столкнёмся с довольно загадочной фразой:
枪头不过两
Qiāng tóu bùguò liǎng
Дословный перевод означает, что наконечник не должен быть больше двух, звучит как-то непонятно, согласны?
С другой стороны, лян (两 liǎng) - это весовая единица, равная 1/16 части цзиня (он тогда был 0,6 кг), а также равняется 4 чжанам (丈 zhàng) при измерении ткани, получается около 12 м. Понятней не становится, да?
Еще есть мнение, что это сокращение (两停 Liǎng tíng), в данном контексте означающая "две десятых". Высказывается мнение, что это соотношение длины наконечника к длине древка. Вот только наконечников самых разных столько встречается, что не укладывается в такие габариты.
Смысл этого изречения современные специалисты объясняют так:
Чем длиннее древко - тем легче наконечник.
Для копий центр тяжести должен быть ближе к передней руке. Рычаг копья слишком длинный, если вы добавите лишние граммы - управлять таким копьем будет уже проблематично.
Это поговорка про вес наконечника в два ляна появилась лишь в годы империи Мин (1368-1644), но сейчас почему-то это определение современные любители ушу стали принимать за истину в последней инстанции. Однако в разные времена китайской истории подход был другой, например вес наконечника лёгкого копья определяли в четыре ляна, то есть около 300 грамм. Маловато будет для таранного удара! Но такие наконечники археологи находят.
Но на сегодня - всё, завтра - продолжим! Тема - непростая...
Всем привет из Гродно!
Дм. Моисеев, 2023 год