Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Крушение ВТР-141 в Белом море и его дальнейшая участь из-за реформ Ельцина

Изначально корабль Балтийского флота именовался СДК-39 – средний десантный корабль (СДК), какие немалым числом строили для советского ВМФ корабелы дружественной тогда Польши. «Тридцать девятку» наши моряки получили в 1966-м, то есть, в саму пору державного флота СССР. СДК-39, обладающий возможностями транспортировать и высаживать на необорудованный берег, как десантников, так и самоходную технику участвовал в различных, в том числе, и широкомасштабных учениях

Потом, в 1976-м поворот на север – СДК-39 передали в состав Беломорской военной флотилии. Сменилась и его основная задача – вспомогательное транспортное судно для доставки грузов. Соответственно поменялось и бортовое наименование – ВТР-141 (военный транспорт № 141). Экипаж сформировали, так сказать, «комбинированным образом» – командир военный моряк, офицер, но большинство – вольнонаёмные из гражданских.

ВТР-141 на камнях у острова Моржовец
ВТР-141 на камнях у острова Моржовец

В летнюю навигацию дел у беломорских моряков хватало. Вот и на ВТР-141 получили предписание – вывезти из одного из полигонов на острове Моржовец часть военных грузов.

Остров Моржовец, а точнее его окрестности всегда считался сложным местом для навигаций. Главным образом из-за огромных приливно-отливных амплитуд, которыми всегда славилась Мезенская губа Белого моря. Поэтому штурмана всегда держали под контролем именно перепады приливов и отливов, чтобы судно не очутилось на отмели. А ВТР-141 единственный раз за тридцать лет эксплуатации как раз и не повезло в этом отношении. В жестокий октябрьский шторм 1995 года волнами и шквалистым ветром – корабль снесло к Моржовцу, где оно коснулось днищем осушки.

Очень маленькая осадка позволяла судну практически вплотную подходить к месту выгрузки на берегу
Очень маленькая осадка позволяла судну практически вплотную подходить к месту выгрузки на берегу

Что делать? Сначала спасатели-аварийшики, когда погода немного подуспокоилась, пытались «стянуть» судно на глубокое место в моменты приливов. Несколько таких попыток окончились неудачно, а позже возобновившиеся штормы всё больше и больше «выжимали» судно на берег.

Командование Беломорской ВМБ не собиралось бросать ВТР-141, попытки вызволить корабль продолжались, и, в конце концов, это удалось, но и без повреждений днища судна о камни дело не обошлось.

Особенно в штормовые дни прибой и волны всё дальше и дальше «отжимали» корабль к берегу
Особенно в штормовые дни прибой и волны всё дальше и дальше «отжимали» корабль к берегу

Впоследствии, когда транспорт буксировали в Северодвинск, на судне вынуждены были установить несколько помп, которые без остановки выкачивали проникшую в него через пробоины воду. В Северодвинске ВТР-141 прибуксировали к причалу судоремонтного завода «Звёздочка», и здесь его осмотрели водолазы, сделали свои оценки и доложили – после соответствующего ремонта транспорт может ещё послужить. На это всерьез надеялся и экипаж корабля.

Ну, а дальше началось: ремонт требовал денег, тем более, заодно задумывалось ещё и переоборудовать ВТР-141 по особому проекту, чтобы ещё больше приспособить его для перевозки каботажных грузов по Белому морю. В частности проектанты задумывали вариант с установкой кранов или тяговых лебёдок на фундаментах, где ранее, по изначальному проекту стояли ракетно-бомбовые установки. Артиллерийские погреба предлагали переоборудовать под рефрижераторные камеры для перевозки мяса и рыбы.

ВТР-141 в Доке № 52 судоремонтного предприятия «Звёздочка»
ВТР-141 в Доке № 52 судоремонтного предприятия «Звёздочка»

Охотников поиметь такое каботажное судно высказывали и в Северном пароходстве, которое обеспечивало многие портопункты побережий Белого, Баренцева и даже Карского морей.

Но денег на ремонт, тем более переоснащение судна ни военные, ни гражданские моряки так и не нашли. Был, напомню 1995 год – особенно губительный для нашего Военно-Морского флота. Тогда и выяснилось, что в таком судне, как ВТР-141, страна, видимо, не очень-то и нуждалась. У либералов-демократов во главе с Ельциным, вылезших к этому времени на верхи власти, были иные понятии об экономике и обороноспособности государства. Злые языки поговаривали, что ВМФ России на радость США и Запада при первой же возможности просто умышленно уничтожали. К слову, именно тогда в Северодвинске появилась отстойная база для военных кораблей, подлежащих утилизации. Там даже подлодки тесно жались друг к другу. Атомные подлодки! А тут ВТР-141 – не первой свежести средний десантный корабль, хотя и вполне ходовой.

Вот и всё – «поехала» судоразделка!
Вот и всё – «поехала» судоразделка!

Десантный корабль разделали на металл там же – на СРЗ «Звёздочка».

Сегодня уже совершенно очевидно, что в то время ельцинская братия день за днём сознательно или по скудоумию предавала страну. И никто за это преступление до сих пор не ответил: ахают и охают до сих пор, клянут Ельцин-центр, с трибун каждые выборы продолжают долдонить про «партийную ответственность», но удивительным образом всякий раз забывают и ловко уходят от неё. Поэтому участь ВТР-141 могла бы стать одним из многих памятников печальному историческому пути России.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.