Найти тему
Курган и курганцы

Как отмечали Новый год в дореволюционном Кургане

Рассказывают материалы Государственного архива Курганской области.

О том, как в дореволюционном Кургане готовились к торжествам и проводили праздничные дни, рассказывают материалы Государственного архива Курганской области.

В прессе за декабрь 1895 года можно найти описание праздничных елок в Кургане. Как сообщали «Тобольские губернские ведомости», в Кургане «были устроены две елки: одна в общественном собрании — для учеников и учениц городских училищ (с 12 часов), другая — в Александровском детском приюте (с трех часов). На обеих елках воспитанники и воспитанницы, кроме конфет и яблоков, получили по одному полезному подарку. Елка для городских приходских училищ в общественном собрании устроена была отчасти на частные пожертвования, денежные и материальные. Детей набралось более 400 человек. В начале им был предложен чай, а потом завтрак, и только после этого при ближайшем участии взрослых (дам, учителей и учительниц) затеялись игры, танцы и другие увеселения, отличавшиеся большим одушевлением. Елка зажжена была в четыре с половиной часа, и одновременно началась раздача подарков. Устроители с чувством полного удовлетворения могут сказать, что елка удалась…».

В «Тобольских епархиальных ведомостях» за декабрь 1907 года говорилось: «…в Курганской приходской школе, что при Александро-Невской церкви, устроена была елка и вместе детский вечер трудами больше всего учительниц О. Н. Земляницыной и Т. Д. Киселевой на средства благотворителей, главным образом господ Смолиных и Дерягиных. Елка красиво была убрана. Нельзя было не видеть детского восторга школьников. Смело и радостно выступали они и для чтения стихотворений, и для пения…».

-2

В декабре 1913 года в «Курганском вестнике» писали: «Для рабочих и работниц казенного винного склада 25 декабря устраивается танцевальный вечер с елкой для детей рабочих; каждому рабочему будет выдан подарок — на куртку, а работницам — на платье, да к Новому году выдача наградных в размере около месячного жалованья…».

Отдельного внимания заслуживают новогодние развлечения курганцев — балы и маскарады. В «Тобольских губернских ведомостях» за январь 1895 года в хронике было зафиксировано, что «1 января в зале Общественного собрания состоялся новогодний маскарад с призами. Ценный приз получила маска «Фемистокл» — мраморный поясной бюст философа на пьедестале, исполненный положительно художественно. 3 января в зале Общественного собрания был второй маскарад с призами. Маскарад был довольно многолюден. Танцевали с большим оживлением. Приз (два серебряных бокала) получила маска «Мужичок» — старик-крестьянин, лежащий на печи… Эта маска получила 77 контрамарок…».

В «Курганских известиях» в январе 1908 года в рубрике «Зрелища и увеселения» писали, что 1 января в Первом Общественном собрании состоялся маскарад, отличавшийся небывалым многолюдством. Корреспондент отмечал, что было большое разнообразие костюмов. Особенно обращал на себя внимание и выделялся из толпы костюм «Наши физиономии», составленный из карикатур на общественных деятелей Кургана, получивший первый приз. Были вручены награды также авторам костюмов «Переселенец» и «Черт».

Кроме маскарадов и балов проводились выступления приезжих цирковых и театральных артистов — фокусников, певцов, борцов, гимнастов. 2 января 1908 года газета «Курганские известия» писала: «Немногочисленная публика, присутствовавшая 2 января на сеансе Ленц-Лимского, с удовольствием провела вечер. Из показанных престидижитатором номеров, некоторые прошли с замечательным эффектом, как, например, глотание горящих сигар — подражание индийским факирам. Поразительную ловкость зрители могли наблюдать в исполнении номеров под названием «Фрадиавальское освобождение» (освобождение от 40-аршинной веревки, которой опутывают господина Ленц-Лимского) и «Связь без связи, или Концы в круге». Публика аплодировала также шестилетней куплетистке миссис Доре…».

В газетах можно увидеть и различные рекламные предпраздничные объявления. Например, цирк И. П. Сайковского, расположенный на Троицкой улице (ныне улица Куйбышева) рядом с пожарным депо, в конце года приглашал на праздничные дневные и вечерние представления. «Курганский вестник» 31 декабря 1910 года сообщал, что в магазине А. И. Кочешева получены елочные украшения, свечи и масса других вещей для подарков, а магазин П .А. Богашева получил шоколадные конфеты «Тоби-Лоби» фабрики «Жорж Борман».

Важной частью предпраздничных выпусков газет были новогодние пожелания, которые часто излагались в форме фельетона — короткой сатирической заметки: «…Дамам — моды капризной, желанные утехи, сменить стесняющие юбки на мужские доспехи; обывателям — светом улицы залитые да гранитные мостовые, всем доступное лечение и разумное развлечение…». Освещалась в газетах и программа новогодних и рождественских праздников. Например, 25 декабря 1913 года в газете «Курганский вестник» была размещена такая программа: «В Первом Общественном собрании 25 декабря состоится взаимное поздравление; 26-го — танцевальный вечер; 27-го — вечер Алчибаева; 28 декабря — детская елка по подписке; 29 декабря — музыкально-драматический вечер; 30 декабря — детский вечер; 31 декабря — встреча Нового года; 1 января — маскарад…».

Елизавета Ермилова, сотрудник Государственного архива Курганской области.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц