Пришла пора рассказать о перипетиях нашего ремонта - чтобы и вы могли оценить это по достоинству, и уже на конкретном примере получить представление о том, как не надо делать ремонт...
Мы сняли в аренду маленькую квартиру на три месяца и рассчитывали, что по истечению этого срока мы вернемся домой, в отремонтированное гнездышко. Вот наивные! Мы бы не поверили тогда, что основной объем ремонта, начиная с демонтажа стен и заканчивая покраской обоев, в итоге займет у нас целый год.
Всего за время ремонта мы сменили семь бригад: по две у каждого из трех бригадиров плюс один работник, работающий сам на себя. После чего мы плюнули на это все и начали делать ремонт своими силами. Поделав так ремонт примерно месяц, поняли, что ничего хорошего из этого не получается и начали привлекать на особо ответственные и сложные работы специалистов узкого профиля. Таким образом, за один ремонт нам удалось испробовать все три возможных варианта его выполнения:
- ремонт своими силами,
- ремонт «под ключ» универсальной бригадой,
- выполнение каждой работы отдельными специалистами.
Но, вернемся к самому началу - к подбору бригады. У нас серьезный подход: мы обращаемся к друзьям, к соседям, в профильные чаты и на YouDo. По каждой найденной бригаде ездим на их текущий объект, лично осматриваем качество работ, просим отзывы хозяев. К каждой бригаде, помимо требований по качеству работ мы предъявляем множество своих, сопутствующих: заключение договора, отсутствие предоплаты, оплата по факту выполненных работ. В итоге, из примерно 20 рассмотренных бригад в финал выходят три: все с хорошими отзывами, устраивающим нас качеством ремонта, в приемлемом диапазоне цен и полностью соответствующие всем нашим требованиям.
Каждой бригаде мы отправили один и тот же технический проект, с планами, привязками, требованиями, развертками, от каждой из них мы получили конкретную стоимость работ по этому проекту.
Самая низкая среди финалистов стоимость была у узбеков, покорившие нас кроме прочего еще и своей самоиронией (одна из первых фраз при знакомстве была: «Если вас не смущает, что мы узбеки»). Чуть больше – у русского парня-бригадира, который работает вместе с супругой-дизайнером и узбеком-отделочником. И самая высокая стоимость из троицы была у нашего соседа по дому, выполнявшего множество ремонтов в нашем ЖК и обвешанного положительными отзывами соседей как новогодняя елка - игрушками.
Так и заключили мы договор с ироничными узбеками. И, разумеется, сразу же после заключения договора начались проблемы. Выход на работы по демонтажу – позже на два дня, инструменты привезли – еще через два дня. Договаривались о постоплате, но сразу же начались вымогания денег на еду. Первый же рабочий день начался с того, что мы показываем им, как правильно сдирать флизелиновые обои, и это стало еще одним «звоночком». Мы мочили обои водой из пульверизатора, ждали 10 минут и демонстрировали как легко они отходят целой полосой. Но нет, в узбеков же вшита жесткая технология проведения работ – они сдирают обои посуху, оставляя на стене обрывки и ошметки, и мучительно потом доскабливают их шпателями.
Потом они случайно сносят нам лишнюю стену (ее сносить не надо было). А еще одну, которая после сноса соседней стены начала угрожающе раскачиваться, оставляют со словами: «все с ней будет нормально». После этого начинает разрушаться стяжка… Работы затягиваются, время идет, срыв сроков составляет уже две недели. Мы требуем у бригадира сменить бригаду, и как только выходит новая - берем ее в оборот... Целый день гоняем ее по квартире, целый день они в темпе электровеников под нашим непосредственным руководством доделывают то, что не могли доделать до этого три предыдущие недели: соскребают остатки обоев, штукатурки, сбивают ошметки клея с потолков и стен... В конце дня они сбегают со словами, что не подписывались так вкалывать... Поврежденный плиткорез, по которому они на прощание врезали кувалдой, мы заметили только через два дня...
Зарекшись иметь дело с узбеками, мы прощаемся с их бригадиром, заключаем договор с третьим, самым дорогим из наших финалистов. Поскольку стяжка была уже безнадежно испорчена, пришлось ее демонтировать также.
Поначалу, выделенный нам работник произвел хорошее впечатление. Он соблюдал технологию возведения перегородок, хотя, конечно, сербы, которые строили наш дом и возводили прежние межкомнатные перегородки, делали все значительно аккуратнее.
Затем он приступает к штукатурке. Сразу видно – человек умеет это делать. Стены – ровные. Углы – 90 градусов. Конечно, тоже не без косяков…
Но потом как плотину прорвало… Подумаешь, возвел пару стен на два сантиметра вбок! Это же мелочь! Но, к сожалению, именно эти стены у нас были критичными из-за расположения мебели. Подумаешь, подрозетники не на том месте, вода выведена не туда, электрические кабели проложены по полу какими-то немыслимыми диагоналями. И это при том, что у него на руках был четкий проект со всеми привязками и развертками! И самое главное, от него невозможно было ничего добиться:
– Ты почему сделал так, хотя мы тебе сказали сделать вот так?
– Я не знаю...
В итоге мы попросили бригадира поменять исполнителя, и к нам на объект вышли ребята с поистине золотыми руками. Следующей работой в очереди был монтаж гипсокартонных коробов и ребята споро и качественно выполнили самые сложные конструкции, буквально облицевав профилями воздуховоды и диффузоры вентиляции! Но радость была не долгой – вот их срочно вызвали на другой объект, затем еще раз, потом они исчезли на неделю, затем на две. Бригадир уже сам начал выполнять работы за них. Но поскольку он все-таки начальник, а не исполнитель, все делалось из рук вон плохо… Залил стяжку – трещина посередине. Утеплил балкон – забыл проложить теплоизоляцию в одном месте и после заливки стяжки образовался огромный мост холода. Сделал наливной пол – через неделю по периметру он отслоился, забухтел, взбугрился и пошел трещинами. Сделал гидроизоляцию в ванной – прямо по мусору, по камням, по осколкам. Срыв сроков работ к тому времени достиг уже двух месяцев.
Как раз в это время одна наша знакомая, которая занимается отделкой, завершает работы на своем объекте и объявляет о своей готовности приступить к нашему. Ну мы, радостные, вызываем ее посмотреть масштаб бедствия, по итогам осмотра договариваемся о стоимости и дате выхода, ударяем по рукам. Окрыленные и вооруженные ее обещаниями, рассчитываем и выгоняем предыдущего бригадира. Через день к нам уже приезжают ее инструменты. Завтра должна приехать она… Звоним в предвкушении – молчок. Наступает завтра, звоним – не берет трубку. Послезавтра – нет ответа. Через день – ноль реакции. Офигеваем от происходящего. Спустя еще неделю она объявляется с требованием вернуть ей ее инструменты. А мы снова ищем бригаду.
Год уже подходит к концу. У всех разгар строительных работ. Часть бригад, которые мы рассматривали – заняты, часть – на карантине по ковиду. Пока суть да дело, пытаемся отковырять наливной пол и параллельно самостоятельно доделываем гипсокартонные короба.
В конце октября знакомые посоветовали нам бригаду, которая как раз закончила ремонт у них. Сходили в гости - качество устроило. Соглашаемся, заключаем договор. Молниеносно новые ребята доделывают оставшийся гипсокартон, за сутки сдирают испорченный наливной пол, над которым мы мучаемся уже две недели, приступают к укладке плитки, шпаклевке и отделке декоративных панелей «волна». Мы снова ненадолго вздыхаем с облегчением.
Шпаклевка, напротив, идет из рук вон плохо. На ровных стенах еще ничего, но везде, где требуется установка перфорированных «уголков», из-за них возникают жуткие бугры и перепады. Вместо дешевого Ветонита используется дорогой Фугенфуллер. Смеси кладутся толстенными слоями, перерасход всего – гигантский. Бригадир пытается съехать с оговоренных работ по укладке армирующей сетки между слоями. Размеры плывут, мы понимаем, что мебель, из-за которой мы тогда требовали переделать стену, уже все равно не помещается, теперь уже из-за шпаклевки. Стены, идеальные после штукатурки, становятся кривыми и бугристыми, выверенные 90-градусные углы – кривыми и неровными. «Волна» безнадежно испорчена кривыми руками отделочников.
Финальным аккордом нас вызывает на объект бригадир и требует очередную оплату, которая должна была быть только после завершения работ по плитке и шпаклевке. Показываем ему средним пальцем на все его косяки (а ведь я сюда выложил только малую их часть), и у нас с бригадиром происходит следующий, преисполненный идиотизма диалог:
- Мы уже почти закончили, пора платить! - говорит бригадир
- Но вы же не все закончили, вон белой плитки целый ряд не положили - отвечаю я...
- Это мелочи, на день работы, а рабочие хотят кушать! Шпаклевка завершена вся, на 100%, платите!
- Идемте покажу косяки по шпаклевке - веду его к стене, прикладываю по диагонали 3-метровое правило, показывают неровности почти два сантиметра
- Вы неправильно прикладываете - отвечает, - Надо прикладывать по вертикали и по горизонтали. У вас же мебель не будет стоять по диагонали...
Ладно, фиг с тобой, золотая рыбка, веду его к неровному углу.
- Мы не будем его переделывать - заявляет бригадир.
- У нас в техпроекте указано, что этот угол должен быть 90 градусов, у нас здесь будет стоять мебель!
- Такой идеальный монтаж, как вы хотите, - отвечает, - Будет стоить не 600 т.р., а 2 млн. Мы вам делаем с качеством на 600 т.р., если бы мы знали, что у вас такие высокие требования, мы бы запросили стоимость 2 млн....
"Вот козлина ж!..." - думаю...
- Мы не будем вам ничего оплачивать, пока не будут устранены все замечания
- А мы не будем вам устранять замечания, пока вы нам все не оплатите!
В итоге, видя, что от нас ничего не добиться, бригадир плюет, выносит буквально в течение получаса из нашей квартиры весь свой инструмент и делает нам ручкой...
Мы же остаемся стоять с опущенными руками в состоянии полного офигевания в разгромленной квартире, взирая на все эти косяки и недоделки. На носу зима, куча замечаний и проблем по плитке и шпаклевке, убитый вусмерть пол (ох, как это нам потом аукнется) и мы, посередине всего этого караула в ступоре и полном непонимании, что же делать дальше. В следующей публикации я расскажу, как мы из этого всего выбирались. Не переключайтесь)))