Он удивлял современников и восхищает потомков. Он был ремесленником, поэтом, музыкантом, инженером, ботаником, анатомом, архитектором, скульптором, прекрасным собеседником и чудаковатым гением. Он был всем, собственной жизнью ярко продемонстрировав, что значит быть настоящим Homo Universalis.
Живопись для Леонардо да Винчи была высшим из искусств. Более того, все исследования он проводил лишь с одной целью — улучшить свое мастерство для создания живописных полотен. Так, для «Мадонны в гроте» он два года изучал ботанику, чтобы растительность у ног мадонны казалась настоящей. Множество анатомических штудий легли в основу плавных телесных форм его персонажей, изучение оптики позволило воссоздать удивительную воздушную перспективу на плоскости.
Искусство Леонардо да Винчи начинается с чертежей и дневников. Он был одним из первых, кто придавал подготовительному процессу огромное значение. Его этюды — самодостаточные произведения. Прекрасные рисунки растений и животных удивляют проработкой рисунка. Но больше всего Леонардо интересовал человек во всех своих проявлениях: и как высокодуховное существо, и как биологический вид.
Его анатомические рисунки удивляют точностью. Для достижения этого он присутствовал при вскрытии трупов, а иногда и проводил их сам. Среди рисунков Леонардо больше всего известен «Витрувианский человек» (1492) — визуальное воплощение фундаментальных идей целой эпохи.
Стоит обратить внимание на зарисовки лиц — Леонардо любил гулять по городским улицам в поиске фактурных образов и зарисовывал их прямо на месте, доводя до совершенства уже в мастерской. Некоторые лица выглядят как карикатуры — художник так работал с мимикой, с объемами лица и мышц. Без точного знания строения лицевых мышц, так гипертрофированно запечатленных, Леонардо не пришел бы к мягким круглым очертаниям лиц своих мадонн.
Рисунки «Женская голова» (ок. 1508) и «Женская голова» (1470–1476) демонстрируют невероятное мастерство Леонардо в создании объема и мягкой проработки его очертаний. Леонардо не свойственны нетипичные ракурсы, поэтому даже в полноформатной живописи, например в картине «Мадонна Бенуа» (1478) или «Мадонна Литта» (1491), он не уйдет от излюбленного наклона женской головы. Прекрасная работа с объемом дает ощущение живого присутствия героев, как будто они прямо сейчас сидят перед тобой. Вообще, Леонардо да Винчи внимательно работает над воссозданием реальности. В тончайшей ниточке нимба прячется божественный статус сидящих перед нами героев, а пейзаж в окошках за их спинами напоминает о том, что действие происходит на земле, а не в абстрактном мире. Правда, пейзажные фоны Леонардо выполнены немного однотипно — практически везде это либо окно в небо, либо уходящая вдаль холмистая панорама.
Ежедневно Лувр посещают целые толпы туристов. Но здесь все они прежде всего стремятся к одному месту — к загадочной красоте «Моны Лизы» (1503). Всемирную известность этой картине принесли не только ее художественные достоинства, но и криминальная история. В далеком 1911 г. она была украдена, и несколько лет ее не могли найти. Под подозрения попали даже Аполлинер и Пикассо, но настоящим вором оказался итальянский рабочий Винченцо Перуджа. Цель его была на самом деле понятной — вернуть шедевр итальянского искусства на родину. Но главное — картина не пострадала и вернулась в Лувр в 1914 г. А вся эта история сделала из нее «звезду» живописи, которую охраняют гораздо лучше других шедевров, висящих на соседних стенах.
«Мона Лиза» — самая личная работа Леонардо. К ней он возвращался на протяжении всей своей жизни, постоянно дорабатывая. Здесь, как нигде, он реализовал свою технику сфумато — особый способ наложения краски, при которой линия границы между объемами растушевывается до предельно мягкого перехода. Леонардо долго изучал человеческую мимику и точно знал, что основу выражения лица создают именно уголки глаз и губ. Поэтому над этими местами своей Джоконды он работал особенно тщательно. Невозможно не обратить внимание на «Иоанна Крестителя» (1514–1516) — позднюю работу Леонардо, где объем тела пророка с помощью сфумато передается натуралистично, почти на тактильном уровне. Кажется, можно дотронуться до Иоанна и почувствовать его реальную руку, тело. Если поставить рядом «Мадонну Бенуа» и «Иоанна Крестителя», то будет хорошо видно, как мастерство Леонардо двигалось к совершенству. Все-таки у ранних мадонн лепка объема с помощью света еще обладает некоторой грубостью по сравнению с изяществом поздних работ.
Разговор о Леонардо да Винчи был бы не полным без самой знаменитой «Тайной вечери» (1495–1498) мастера. Эта работа великого исследователя живописи оказалась для него не слишком удачным экспериментом. И, кстати, это не фреска, как принято ошибочно считать. Фреска — роспись по сырой штукатурке, а Леонардо писал «Тайную вечерю» по сухой — для возможности исправлений. Художники Возрождения сами составляли связующий раствор, и Леонардо, конечно же, придумал свой, но краска схватилась плохо и уже при жизни мастера начала обваливаться. До нас она дошла далеко не в лучшем виде, несмотря на постоянную реставрацию и попытку поддержания идеальной, насколько это возможно, среды.
[…]
Продолжение читайте в книге «Искусство для интровертов» (12+): https://go.ast.ru/a005vf9
Что такое искусство и почему оно так важно? Не редко люди упускают нечто прекрасное, не находя времени или компании для посещения музеев и выставок. С книгой "Искусство для интровертов" такой проблемы более не возникнет. Она поможет узнать все, что нужно об искусстве и даже больше, избавив себя от необходимости покидать собственную зону комфорта ради монотонных речей экскурсоводов и кучи незнакомцев вокруг:
Есть ли способ правильно смотреть искусство?
Как понять, какую идею вложил автор изначально?
Почему на самом деле искусство ближе, чем кажется?
Что вообще такое искусство?
Никита Добряков – профессиональный искусствовед, интересно и доступно рассказывающий о вещах, которые порой упускают многие другие профессионалы.
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)