Человек, выступая на тему, далёкую от его профессии – иногда такое завернёт, что люди, посмеиваясь, говорят: «Остапа понесло». Про Остапа, это цитата из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», если кто не знает. Но когда выставляет себя дураком не какой-то простолюдин, а важный деятель, то – тсс, тсс: никаких «понесло»; следует полушёпотом и с придыханием произнести: «темна вода во óблацех воздушных». Это тоже из Книги, но другой – Псалтырь, 17:12.
Наш любимый Патриарх, имея достоинства вельми высокие, всё же от некоторых тем – например, от истории и источниковедения, весьма далёк. Однако не чурается радовать нас речами об истории. Так мы узнали, что не любит Владыко ни Петра I, ни В.И. Ленина. При том, что эти двое сыграли совсем разные роли в судьбе религии и патриаршества!
Пётр, став царём, долго волынил с избранием нового патриарха, и в конце концов патриаршество упразднил. Объявил себя главой Церкви и назначил Святейший Правительствующий Синод, то есть создал госучреждение по духовным делам. Об этом Его святейшество Кирилл высказался в том ключе, что Синод всего лишь «ведомство православного исповедания … лишённое собственного голоса в оценке политики правящей династии в вопросах, касавшихся духовной жизни», и что такое устройство церкви было ущербным с канонической точки зрения.
Второй нелюбимый Патриархом персонаж, В.И. Ленин, согласился на возврат к патриаршеству, и на свободу религии – правда, только внутри церковной ограды, но Церковь он, по словам Патриарха, тоже мучил. Мне больше всего нравится такой его пассаж: «В своей борьбе с Церковью большевистская власть всячески стремилась ослабить её изнутри, провоцируя в ней расколы». Давайте с Раскола и начнём.
Папенька упомянутого выше Петра, царь Алексей Михайлович, в своё время поддержал идею патриарха Никона о церковной реформе, дабы вернуть наше православие «ко гречеству». Исправлять священные тексты Никон пригласил всяческих чужезецев, склонных отрицать всё, к чему привыкли русские люди. За основу бралась не наша культура, а европейские стандарты. Так это и стали называть на Руси: «чужебесие». Реформа вызвала Раскол, но зато её одобрили иерархи Константинополя и папа Римский. Это был звёздный час Никона! А народ не оценил, и восстал. Тогда церковь объявила желавших веровать по-старому еретиками, и предала их анафеме; обсуждались планы всех казнить. В стране шли реальные боевые действия, а если миряне и монахи не имели сил сопротивляться, то уходили от террора властей в тайгу и тундру, за рубеж бежали, или ради сохранения своей веры шли на самосожжения.
А большевиков ещё и не было! Весь этот ужас организовала сама Церковь, та самая, которая теперь РПЦ. Царь Алексей Михайлович, осознав, что произошло, сослал Никона в северный монастырь, а затем его сын Пётр подчинил непредсказуемых церковников государству. И вот, сегодня наш Высший иерарх недоволен и Петром, и большевиками, которые, вишь ты, «провоцировали расколы», и призывает «глубже и полнее изучать историю жизни народа Божия», «Бережно хранить и внимательно изучать исторический опыт Святой Церкви, обретённый ею в тяжкие годы испытаний».
Кстати, практически о том же. Недавно – три месяца назад, глава РПЦ обратился к интеллигенции. Не буду гадать, кого он обозвал этим словом, но: «Сейчас время укрепляться в вере. Особенно всем колеблющимся нашим интеллигентам, которые одной ногой в церкви, одной ногой вне церкви. Надо заканчивать эту дихотомию и принимать веру наших отцов как великую силу, которая оберегала и спасала наш народ».
«Вера отцов»! «Спасала народ»! Ох, темна вода в облаках. Какая? Чья? Кого спасла? Тех «наших отцов», веру которых пушками и ружьями изничтожал основатель современной РПЦ Никон?.. В самом деле, кое-кому надо полнее изучить историю и опыт. А главное, интеллигенция – в полной растерянности. У каждого только две ноги, и куда их, спрашивается, совать? Во-первых, старообрядцы ровно такие же православные, как и РПЦ. Во-вторых, не все веруют – неужели это скоро запретят? В-третьих, из христиан – не все православные. А иные – и вовсе не христиане. Им-то как быть, услышав такие призывы нашего Блаженного отца?
Кажется, он забыл, что уже лет сто, как отменены порядки, при которых все религии, а также все атеисты официально подчинялись государевой Церкви – которая – заметим – действовала абсолютно полицейскими мерами. Не верите? А почитайте: в 1845 году ввели «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», первый наш УК. В нём преступлениям против веры посвящены пятьдесят восемь статьей! Приведём из них десять:
Ст. 182. Богохульство в церкви – ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте – ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение. Ст. 183. Непубличное богохульство – ссылка в Сибирь и телесные наказания. Ст. 184. Порицание Христианства и церкви, публично – ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично – ссылка в Сибирь и телесные наказания. Ст. 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла – заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет. Ст. 190. Отвлечение от веры: ненасильственное – ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное – ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере – расторжение брака, ссылка в Сибирь. Ст. 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере – заключение до 2 лет. Ст. 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры – арест до 3 месяцев, предание покаянию.
Ст. 206. Раскольничество – ссылка. Ст. 207. Сектантство – ссылка. Ст. 210. Насильственное распространение ереси и раскола – каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение. Ст. 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг – денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев. Ст. 215. Создание и эксплуатация объектов для религиозной деятельности раскольнического типа – тюремное заключение до 2 лет.
Оскорбление православного священнослужителя – тюрьма. Совращение православных в нехристианскую веру – каторга. Вы думаете, это шуточки? Нет, это судьбы, изломанные в угоду правящей Церкви. А ведь наказывали и до Уложения 1845 года!.. В том году живы и творят Гоголь, Гончаров и Тургенев, Достоевский и Александр Островский, Салтыков-Щедрин и Лев Толстой. Уже появились пароходы, поезда, велосипеды, фотография, телеграф, минеральные удобрения; учёные создают первые электрические приборы; а на Руси, если атеист «прилюдно возложил хулу на бесплотные Силы Небесные, или на Святых Угодников Божиих и их изображения», то отправляется на каторгу в рудниках, от двенадцати до пятнадцати лет.
Едва только царь в 1905-м (в ходе Первой русской революции) издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», и тиски Церкви слегка ослабли, верующие тысячами побежали из РПЦ, а дальше масштабы бегства нарастали год от года.
И для сравнения – вот ужасы Советской власти, описанные нашим Патриархом: «…подрастающему поколению советских граждан со школьной скамьи стала навязываться вражда к религии и нетерпимость к верующим. Дети наиболее проникшихся атеизмом родителей вступали в ряды специальных детских организаций «юных безбожников». Тех же детей, которые не поддавались атеистической пропаганде, клеймили позором на первых полосах газет». Он, конечно, не только это вменил «в вину» Советам, но о других «ужасах» скажу чуть ниже.
В первые дни революции был издан «Декрет о земле». Земля, в том числе церковная, перешла в пользование «всех трудящихся на ней». В декабре прекратилось финансирование духовных учебных заведений. Церковный брак потерял юридическую силу, и книги актов гражданского состояния тоже забрали у Церкви, лишив её дохода. 5 февраля 1918-го был опубликован Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все конфессии потеряли статус юридического лица, имущество подлежало конфискации. Идеологией стал марксизм-ленинизм; Советы и правящая партия придерживались атеизма, а религии – любые, не только РПЦ, оказались на уровне профсоюзов или клуба любителей шахмат.
Патриарх Тихон вместо того, чтобы прийти к Ленину и договорится о новых правилах взаимодействия, издал воззвание: «Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».
Летом было предписано закрыть все духовные учебные заведения, и передать их здания местным органам власти. Образовательная сфера, вслед за семейной, перешла в ведение государства. Десятилетиями никто не возражал, что образование в руках Церкви – теперь стали возмущаться, что оно в руках атеистов. А ведь это всего лишь зеркальное отражение прежнего устройства, от Никоновских реформ до 1917 года!
Одним из крупных источников дохода Церкви было землевладение. А монастыри получали доходы от мельниц, рыбных ловель, сдачи внаём жилья и многого другого. Ещё несли деньги верующие за церковные требы: крещение, отпевание и прочее; здесь суммы не поддаются учёту, поскольку духовенство записей по этим доходам не вело, но приблизительно требы давали духовенству десятки миллионов ежегодно. Церковь накапливала громадные денежные капиталы, сотни миллионов рублей в год, а вдобавок на счета Святейшего Синода поступали десятки миллионов из государственной казны.
И всё это отняли большевики: началась конфискация церковного имущества. Возопишь тут, пожалуй: «Гонение воздвигли на истину Христову!». Вот и наш дорогой Владыко в 2017 году, погружаясь в историю и изучая опыт, сетует: «В XX веке Русская Православная Церковь и окормляемые ею народы подверглись от воинствующих безбожников жесточайшим, невиданным прежде в истории гонениям».
Что «невиданные в истории», это неправда. В XVI веке царь Иоанн Грозный провёл церковную реформу. Все земли, полученные духовной властью за время «боярской вольницы» (пока юный Иван после смерти отца не вступил в права) вернули старым владельцам. Запретили принимать новые земли и поместья в дар без разрешения царя. За нарушение – конфискация без компенсации дарителям и продавцам. Также запретили церкви наживаться на ростовщичестве. И так далее.
Аналогично поступала Екатерина II, и наш Патриарх Кирилл это знает! Оной императрицей он тоже страшно недоволен: «Важной вехой в истории расцерковления российского общества стал изданный в 1764 г. императрицей Екатериной II указ о секуляризации (изъятии) церковных имуществ, в соответствии с которым колоссальное церковное имущество было присвоено государством. Духовенство вынуждено было довольствоваться скудным жалованием, ставившим его в униженное и презираемое всеми положение «бедного родственника» сильных мира сего, считавших себя вправе широко вмешиваться в вопросы управления Церковью».
Расшифровываем «тёмную воду в облаках»: гадкое государство присвоило чужое, накопленное непосильным трудом. А вот, если бы церковь была богаче всех, и патриархи сверкали бы золотом и бриллиантами, то её бы тогда не презирали все вокруг.
Разумеется, произнося речь в юбилейном для революции году, наш Патриарх не мог умолчать о закрытии и ликвидации храмов, об изъятии имуществ. Это для церковников вообще больная тема. То и дело рисуют графики: вот при царе-батюшке число церквей росло (ещё бы не расти, если за атеизм – на каторгу), вот оно с 1917 года падало, а потом вторично падало при Хрущёве. Но странно: на многих графиках указано, что они составлены по «расчётным данным». Неужто Церковь не вела учёта своей недвижимости?
«С 1918 года началось повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов, – сокрушается Патриарх. – К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 году». А в сносках к докладу, опубликованному на сайте патриархии, среди источников – только книги самодеятельных авторов, никакой науки и статистики. Мы что, должны верить на слово?
…Декрет об изъятии церковных ценностей был издан 23 февраля 1922 года. Он предписывал изымать «с обязательным привлечением групп верующих» и только те предметы, «изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа». В Москве и губернии было велено при изъятии ценностей придерживаться церковных обычаев: «не входить женщинам в алтарь», «в церкви снимать шапки» и т.п. Конечно, кое-где бывали столкновения с властями, но в абсолютном большинстве регионов обошлось без столкновений. Зачем придумывать лишнее?
«Параллельно с насильственной ломкой структуры русского общества под предлогами индустриализации и коллективизации шёл и процесс упорной борьбы за искоренение религии из жизни советского общества», – пишет уважаемый Владыка Кирилл. Тут даже комментировать неудобно. Если была бы поставлена задача искоренить религию, так в процессе упорной борьбы снесли бы всё! – но зачем-то оставили сто храмов. Ей-Богу, закрадывается подозрение, что «оставили» их не большевики, а сочинители всей этой истории, и только потому, что заявить о полном сносе коммунистами всех храмов они просто не могут, сразу за руку поймают. А чудовищные преувеличения «негодяйств» строителей Советской страны, и полное сокрытие их достижений, делаются с целью пострашнее их замарать. Мы с вами, разумеется, не верим, что наш драгоценный Патриарх – член этой подозрительной компании, ведь обычно такие люди обладают нравственной чистотой.
Надо же понимать, что у любого коммуниста могли быть верующие мамы-папы, дедки-бабки. Да и сами коммунисты оставались людьми православной культуры, пусть и неверующими. И они имели чёткую установку своей партии: если при том или ином храме есть община, то храм закрытию не подлежит. Следует закрывать только те, где нет паствы. Конечно, на первом этапе, пока не установилось то, что мы ныне называем «вертикаль власти», бывали перегибы на местах. Но они достаточно быстро кончились, поскольку – о чём многие предпочитают молчать – к концу Гражданской войны отношения Церкви и Советской власти пришли в норму. Духовенство РПЦ, во многом благодаря патриарху Тихону, оставило политическую борьбу и занялось тем, ради чего Церковь и существует: духовным окормлением паствы.
И сразу начался религиозный подъём, который видели современники, но в упор не замечают историки. Например, социолог Питирим Сорокин вспоминал про 1921 год: «В духовной жизни России наблюдался процесс великого возрождения. Хотя все остальные здания продолжали постепенно разрушаться, церкви начали восстанавливаться и обновляться» (Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М.: 1992. С. 136). Другой известный деятель – историк церкви Георгий Федотов, в 1926 году писал: «Вся ли Россия проходит азбуку атеизма и американизма? Этому противоречит хотя бы всеми отмечаемый расцвет церкви и православного быта» (О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: 1990. С. 441-442).
Наш любимый Патриарх в своём «прекрасном далёке», в 2017 году, это уже забыл. По его представлениям, как начали сносить, так и не могли остановиться, пока к 1939 году не осталось сто церквей. А к окончанию войны их вдруг оказалось больше двенадцати тысяч. Откуда взялись?! Чаще всего указывают на добрых гитлеровцев: это якобы они позаботились. Сомнительное утверждение. Немцы шли сюда не для повышения духовности русских, а для их уничтожения. Ещё летом 1941-го были изданы приказы, запретившие какое-либо содействие религиозной жизни на захваченных территориях. Немцам не нужна была общественная жизнь в России, никакая. Эмигрантам, заявившим о намерении вести проповедь Христа в «освобождённых от большевиков районах», даже ехать сюда не позволили. А если где и открывали церкви – то после войны НКВД наверняка проводил следствие по факту сотрудничества с оккупантами, и должны остаться следы. Но почему-то никто их не показывает.
Та же картина с духовенством, попавшим под репрессии. Согласно одному «научному труду», «в период правления eвpейcкoгo интернационала в 20-30-е годы было убито 200 тыс. служителей Русской Церкви. Ещё полмиллиона прошли через тюрьмы и ссылки». То есть за два десятилетия репрессировали 700 тысяч священно- и церковнослужителей. В другой книге читаем: «По новейшей статистике Православного Свято-Тихоновского института, общее количество репрессированных священнослужителей в 1921-1923 гг. составило 10000 человек, расстрелян каждый пятый, всего – около 2000 человек... Динамика репрессий говорит о возрастании числа жертв, 1929-1931 гг. – в 5 раз больше, чем в 1922 г., 1937 г. – в 20 раз больше, чем в 1922 году». Нет проблем высчитать эту «динамику», и получить, что суммарно утащили в застенки 360 тысяч клириков, а если расстрелян «каждый пятый», то погибло 72 тысячи.
А сколько их всего было-то, а?
На 1902 год «Русский Календарь» сообщил, что разного рода духовенства и лиц, к нему примыкающих по своим занятиям – считая монахов и монахинь, псаломщиков, послушниц, священнослужителей и церковнослужителей, церковных певчих, просфорниц, чтецов и чтиц по усопшим, сборщиков и сборщиц подаяния на церкви – , в России всего было 133.535 мужчин и 79.827 женщин. Общим счётом, значит, 213.362. А непосредственно священников и дьяконов (без монахов и монахинь) 70.242 человек.
В 1905-м, как уже сказано, вышло послабление: демонстрировать свою воцерковлённость стало не обязательным, и число посещающих службы уменьшилось. Соответственно, снизилось количество священников и дьяконов. Согласно официальной церковной статистике, накануне 1917 года их оставалось 68.119 человек. И как, скажите, удалось из 68 тысяч наличного персонала арестовать 360 тысяч, и расстрелять 70 тысяч?
Начиная с 1918 года привлекательность церковной карьеры упала. Новых попов не требовалось, а прежние уходили искать другой приход, или другую работу. Во время переписи населения 1926 года отдельно считали безработных – так часть безработных указала, что они священники. (Ведь не боялись, что их тут же расстреляют!) Кто-то умер, эмигрировал, или ушёл по возрасту. Были погибшие на Гражданской войне. А кто-то, политически активный, вполне мог попасть и под репрессии «за контрреволюцию». Сколько их было, достоверно не известно, а имеем мы только злонамеренные домыслы.
На деле же не только «геноцид священников», а даже «невиданные в истории гонения» (слова уважаемого Отца нашего Кирилла) для Советской власти были недопустимы. Сам Ленин регулярно предостерегал однопартийцев от грубых или нечутких действий в отношении верующих. Насилие он считал нецелесообразными и даже вредными. Для примера, вот что говорил он в 1918 году: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путём пропаганды, путём просвещения. … Самый глубокий источник религиозных предрассудков – это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться» (Ленин В.И. ПСС. 5-е изд. Т. 37. М., 1974. С. 186).
И в завершение несколько слов о церковных кадрах. В любом учреждении ведётся, и всегда вёлся учёт кадров, в том числе в Патриархии. Мы же видим: ежегодно даже сборщиц подаяний учитывали с точностью до человека! А священники тем более все на учёте. Какого же дья… простите, с какой же стати нам всё время подсовывают обобщённые или расчётные цифры «репрессированных»? Тот же наш обожаемый Патриарх: «В 30-е годы счёт жертв репрессий среди духовенства шёл на десятки тысяч, а среди верующих – на миллионы». А ведь мог бы вывесить полный список персонала РПЦ, пострадавшего от репрессий за все годы Советской власти. Но не делает этого.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Останется ли Россия светским государством?
Хороший пример извращения Священного писания