Мария Магдалина известна сейчас в основном как раскаявшаяся блудница, проститутка. Смотрим христианский сайт: «Доподлинно известно, что Мария из Магдалы, великая грешница, превзошла в служении Спасителю своих соратников-мужчин», и служила она «своим имением». Согласно Писанию, Иисус, проходя по городам и селениям, исцелил от злых духов и болезней некоторых женщин, в том числе и оную Марию, «из которой вышли семь бесов» (Лука, 8:1-3). И всё: дальше вплоть до распятия, захоронения и воскресения – где она присутствовала – ни в одном Евангелии Мария Магдалина не появляется ни разу, ни как блудница, ни как грешница, вообще никак.
Про «семь бесов» сказать нечего: возможно, Иисус избавил её от неврозов за семь сеансов. Зато про служение «своим имением» сказать есть что. Греческое слово huparchontos: владение, собственность – прилагалось тогда к людям очень богатым. То есть Мария жертвовала на дело Христа из прибыли, которую получала от своей собственности.
Я много лет выявляю исторические несообразности, появившиеся в представлениях людей из-за ошибок, а то и прямых выдумок. И обязательно находятся комментаторы, уверяющие, что «история точная наука», и никто ничего не придумывал. Но вот пример. Есть канон: Священное писание! Оно столетиями сохранялось в неизменности. И вопреки Писанию, сама церковь внедрила выдумку об одной из главных героинь христианских евангелий.
В европейской живописи образ Марии Магдалины, именно как раскаявшейся блудницы – из самых популярных. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс, Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе и Филипп де Шампань, Гверчино, Гвидо Рени и Эль Греко, и несть им числа.
Обычно Марию Магдалину они изображали с непокрытой головой и распущенными волосами, иногда – с сосудом благовоний, из которого женщина обливала ноги Христу. Но, опять же, нигде нет указаний, что Мария из Магдалы мыла Христу ноги! Значит, художники, посещая церковь, получили информацию о «Марии Магдалине блуднице» от священников, которые, возможно, для оживления своих проповедей, приписали ей грехи и блуд другой героини евангелий, жившей не в Магдале, и не названной в тексте по имени:
«И вот женщина того города, которая была грешницей, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с мирром, и, став позади у ног Его, и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала мирром». (Лука, 7:37-38.)
Греховность этой неизвестной женщины приписали вдобавок ещё одной героине Писания – Марии из Вифании, сестре Марфы и Лазаря, только потому, что она, как и та грешница, натирала мирром ноги Христа:
«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мирра, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мирра». (Иоанн, 12:1-3.)
К Марии Магдалине эту Марию «приписали» потому, что они носят одинаковое имя. А поскольку никакого блуда за ней, согласно Писанию, не было, христианские сочинители составили целую сказку, объясняющую, каким образом благочестивая Мария из Вифании прекратилась в Магдалину. Есть эта сказка даже и на русском языке!
Если коротко, дело было якобы так. Жили-были в Вифании Мария и Марфа, со своим братом Лазарем. Все любили Марию. Но один из начальников синагоги, которого звали Симон, сумел вовлечь её в грех. В городе стало известно, что Мария – падшая женщина. И она, собрав своё небольшое имущество, переселилась в город Магдала. Там её стали называть Мария Магдалина, и опять она вступила на лёгкий путь добывания денег. Но пришёл туда странствующий Проповедник! Он говорил о том, о чём люди никогда прежде и не слышали. Призадумалась и Мария (которая, напомню, не только хорошо знала Иисуса, но Он даже оживил её брата Лазаря). И в сокрушении сердца, протиснувшись сквозь толпу, она прямо на улице поделилась с Ним своим бременем. Иисус, конечно, помолился о ней, и бремя греха и вины оставило её. (Он тоже, наверное, её не узнал, а за всеми своими делами запамятовал, что когда-то давно изгонял уже семь бесов из Марии Магдалины.)
Здесь есть две несообразности. Первая: каким образом Мария из Вифании могла бы обрести прозвище Магдалины, то есть «из Магдалы»? В те времена фамилий не было. Мужчины получали вдобавок к имени прозвище по своей профессии или заслугам, а женщины – по отцу, мужу или брату, или по месту рождения. Так что наша Мария могла зваться Лазаревой, по брату, а прибыв в Магдалу, где её брата никто не знал – Вифаниевой, по городу, откуда прибыла. Называть в Магдале женщину из Вифании Магдалиной, это просто нелепость.
Вторая несообразность совсем смешная. Квест с блудливым иудеем Симоном и бегством в Магдалу, где пришлось ей не только наблудить на семь бесов, но и заработать деньжат на некое «имение своё», требует времени. А его-то и не было. В самом деле, эта Мария в присутствии Марфы и брата их Лазаря омывала ноги Иисуса за шесть дней до Пасхи. Затем Иисус вошёл в Иерусалим. Во вторник Он там пророчествовал о Втором пришествии, в четверг Тайная Вечеря, в пятницу Его взяли под стражу и осудили, и в тот же день в присутствии Марии Магдалины распяли и захоронили. Так что на всё про всё: от блуда с Симоном и бегства в Магдалу, и до прибытия в Иерусалим, у Марии Лазаревой – если она и есть Магдалина, оставалось пять дней. Ложь? Ложь.
Первым эту ложь озвучил, говорят, папа Римский Григорий I, когда в 591 году в своей проповеди смешал двух библейских Марий, из Вифании и Магдалы, добавив им «до кучи» неназванную прелюбодейку, омывавшую ноги Иисуса. После выдумок оного папы искажённая библейская история «пошла в народ», стала общепринятой. И не надо думать, что то был католический папа: до распада христианства на две церкви оставалось тогда около полутысячи лет.
Католики верят, что Мария Магдалина последние годы жизни провела в окрестностях Марселя. В соборе города Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в 50 км от Марселя в золотом мощевике до сих пор хранится её голова.
В России 87 храмов и часовен, посвящённых святой равноапостольной Марии Магдалине, в том числе три в пределах старой Москвы. На заглавном фото этой статьи – Церковь Марии Магдалины в Улиткино, от Москвы по Щёлковскому шоссе слева. Фото автора.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Канал «А мы и не знали»: об Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список статей.
Другие статьи рубрики «История идей»
Масоны без прикрас и «чернухи»
Загадка ведьминых костров