Подробности состояния легендарного гонщика.
Когда Шумахер получил травму?
В конце 2013 года Шумахер на рождественских каникулах отдыхал в компании семьи и друзей на курорте Мерибель во Французских Альпах. 29 декабря спортсмен вместе с сыном катался на горных лыжах. Спускаясь по небезопасному склону между двух оборудованных трасс, Михаэль упал, пролетел под гору около 30 метров и ударился о камни с такой силой, что раскололся горнолыжный шлем. Но врачи сходятся во мнении, что именно шлем и спас жизнь гонщика.
Впрочем, Шумахер все равно получил тяжелую травму головы и прямо с горы был отправлен вертолетом в больницу Гренобля, где перенес две нейрохирургических операции. После них он из-за повреждения головного мозга был погружен в искусственную кому.
В июне 2014-го Шумахера вывели из комы и перевели из реанимации на реабилитацию. Ее он начал проходить в Швейцарии – Шумахера перевели в больницу при университете Лозанны. А в сентябре того же года семья перевезла гонщика домой – на виллу на берегах Женевского озера.
Как менялось его состояние все это время?
Жан-Франсуа Пайен, бывший врач Шумахера, на протяжении первых девяти месяцев после инцидента предсказывал, что его пациент полностью восстановится примерно за три года. Родные и близкие немца регулярно говорили, что видят прогресс в его состоянии. Но после того, как Шумахера перевезли на швейцарскую виллу, информация о его состоянии практически перестала поступать. Это была сознательная политика семьи Михаэля, которая решила тем самым пресечь всяческие спекуляции на этой теме.
— Здоровье Михаэля – не публичное дело. И мы продолжим политику не комментировать его состояние. Нужно защищать его личную жизнь. У семьи есть на это полное право, в том числе и с юридической точки зрения, – заявляла многолетний менеджер Шумахера Сабина Кем.
Так что публика последние несколько лет вынуждена довольствоваться обрывочной информацией, которая, увы, не всегда достоверна. Писалось, что гонщик «парализован, передвигается в инвалидной коляске и у него проблемы с памятью», что он «может сделать несколько шагов», но эти сведения были опровергнуты через суд, что его «планируют перевезти на лечение в американскую клинику в Техасе». Якобы Шумахер похудел до 45 кг, а его рост уменьшился на 12 см…
В сентябре 2019 года Шумахеру пересаживали стволовые клетки в клинике имени Жоржа Помпиду в Париже. Однако достоверно не известно, на что было направлено лечение — на мозг или на сердце — и дала ли операция хоть какой-то положительный эффект. Долгое время Шумахер находился в своем поместье в городе Глан на берегу Женевского озера в Швейцарии. Но в последнее время было принято решение перевести Михаэля в семейный дом на испанскую Майорку. Вилла в Глане выставлена на продажу, а ранее Коринна продала недвижимость в Осло и Дубае, а также личный самолет и автомобиль гонщика.
При этом жену легендарного спортсмена многократно критиковали за излишнюю скрытность и нежелание посвящать публику в нюансы лечения Михаэля, хотя его опыт мог бы помочь и другим людям с похожими травмами. Так, бывший менеджер Шумахера Вилли Вебер в недавней автобиографии написал, что семья в категорической форме препятствует его попыткам увидеться с бывшим другом.
«Коринна удалила меня из своей жизни. Хотя я хотел бы знать, как у него дела, пожать ему руку или погладить его по лицу. Но, к сожалению, Коринна противится этому — видимо, боится, что я пойму, что происходит на самом деле, и расскажу людям правду», — отметил Вебер.
В вышедшем документальном фильме о величайшем гонщике в истории «Формулы-1» Михаэле Шумахере его сын Мик, который сейчас является пилотом команды «Хаас», сказал, что много бы дал сейчас за возможность поговорить со своим отцом об автоспорте. Жена Михаэля Коринна даже в документальном фильме не пролила свет на диагноз ее мужа и перспективы его лечения. А вот Пьеро Феррари, вице-президент итальянской автомобильной компании и сын ее основателя Энцо Феррари, обронил небольшую информацию.
— Я скучаю по Михаэлю, — приводит слова 76-летнего бизнесмена Gazzetta dello Sport. — В прошлом мы встречались с ним в моем доме и выпивали вместе бутылку красного вина. Он наслаждался такими моментами. Михаэль был хорошим человеком, ясным и понятным. Но мне не нравится говорить о нем в прошедшем времени — так, словно он уже умер. Конечно, он еще с нами, хотя и не может общаться.
Из этого выступления Феррари на одной из церемоний в Риме следует, что в результате долгого лечения Михаэлю так и не удалось восстановить свою речь. А рассказы близкого друга семьи и президента Международной автомобильной федерации Жана Тодта о том, как он смотрел по телевизору гонку вместе с Шумахером, состояние которого медленно, но верно улучшается, не должны восприниматься как повод для большого оптимизма. Коринна в ответ на все подобные вопросы выдала в фильме философскую фразу: «Раньше Михаэль защищал нас, а теперь мы защищаем Михаэля». По словам жены гонщика, он живет со своей семьей в одном доме и окружен заботой близких.
— Михаэль каждый день показывает мне, какой он сильный, — сказала Коринна в документальном фильме от компании Netflix. — Мы делаем все, чтобы сделать Михаэлю лучше и чтобы убедиться, что он чувствует себя комфортно. Что бы ни произошло, я буду делать все, что смогу. Мы все будем. Михаэль стал другим, но он с нами, это придает нам сил. Я никогда не винила Бога за то, что произошло. Это невезение, любому может не повезти в этой жизни.