Найти тему
iluminary | лингвистика

Языковая ситуация в Калифорнии

Калифорния – это место, куда исторически стекалось много иммигрантов, убегавших от политической нестабильности, войн, поиска работы. Здесь, например, живет достаточное количество русских, приехавших после распада СССР, множество инженеров, говорящих на хинди, урду, панджаби и гуджарати. В связи с этим неудивительно, что начиная с 2000 года по официальным данным примерно 25 процентов учеников всех государственных школ обладают крайне невысокими навыками в английском языке. Современные ученые анализируют данную проблему на основе информации, получаемой от Департамента образовании Калифорнии и других официальных источников, и ищут способы решения данной проблемы. Одним из способов понять, что делать дальше и в каком направлении следует работать системе образования, является изучение вопроса о численностии учеников, не являющихся носителями английского языка, об их распределении по языковым группам и об уровне их языковой подготовки вне системы школьного образования.

Поскольку Калифорния длительный период времени остается излюбленным направлением для иммигрантов, то система государственного школьного образования сталкивается со значительными вызовами. 41 процент всех школьников, нуждающихся в изучении английского языка, проживают в Калифорнии. Примерно 25 процентов школьников Калифорнии изучают английский язык, чтобы быть способными усваивать школьную программу. Число школ с 1981 года выросло на 50 процентов, а число школьников на 300 процентов. Наибольшее число изучающих английский учится в младших классах.

Эти дети говорят на самых разных языках. В 1988 году они представляли собой носителей 48 языков, в 2000 – число представляемых языков увеличилось в 8 раз. Понимание того, что наблюдается рост учеников, не носителей английского языка, крайне важен для чиновников по нескольким причинам. Во-первых, такие ученики склонны показывать невысокие академические успехи. Поэтому они нуждаются в специальной программе, квалифицированных педагогах, которые умеют работать с такими детьми. При этом отмечается, что даже после того как ученики начинают бегло говорить по-английски, они все равно отстают в учебе. Особенно сложно приходится детям, которые в достаточно взрослом возрасте попали в школу с невысоким уровнем знаний или полным их отсутствием. Во-вторых, они сталкиваются с необходимостью преодоления последствий бедности в семье, у них нет возможности повысить уровень языковой грамотности вне школы. Дополнительные сложности возникают в связи с расовыми и культурными различиями. Кроме того, из-за особенностей государственного управления в штате в системе образования преподавателями таких детей в основном становятся учителя, не обладающие достаточной квалификацией, что в итоге еще больше понижает шансы учеников на успех. С экономической точки зрения грамотные в английском языке работники более востребованы. Наблюдается прямая зависимость между умением читать на английском языке и уровнем зарплаты.

Следует отметить, что многие ученики, о которых идет речь, не являются иммигрантами, это дети иммигрантов, которые уже были рождены в США. Для 83 процентов из них английский является языком постоянного общения. Только 10 процентов детей из семей иммигрантов в возрасте от 5-17 лет были рождены не в США, но у 45 процентов детей иммигрантов хотя бы один родитель был рожден в другой стране. Отмечается также, что женщины иммигрантки достаточно молоды и рожают больше детей, чем американки. Так, например, в 1997 году иммигрантки-латиноамериканки в среднем рожали 4 детей, тогда как американки только 2; при этом количесво детей, рождаемых женщинами-азиатками, было значительно выше указанных цифр.

Самым распространенным языком является испанский (83 процента), за ним следуют вьетнамский, хмонг, камбоджийский и лаосский язык. Завершают число самых распространенных языков среди неносителей английского – кантонский, корейский и филиппинский.

Наиболее часто в Калифорнию приезжают из Мексики и Филиппин. При этом филиппинский язык занимает только 6 строчку в ряду распространенных среди иммигрантов. До 1965 года из Филиппин в основном иммигрировали сельскохоязйственные работники с низким уровнем образования, однако после указанной даты в основном переезжали городские жители и профессионалы с высшим образованием. Поскольку английский язык – это язык высшего образования на Филиппинах, то не удивительно, что только 7 процентов филиппинцев имеют трудности с английским языком. Стоит отметить, что в 1990 году 43 процента филиппинцев имели образование на уровне колледжа, тогда как среди американцев только 20 процентов. В связи с этим дети филиппинских иммигрантов имеют высокую подготовку в плане английского языка.

Один из факторов, который добавляет сложности калифорнийской системе образования – это существование беженцев, особенно из юго-восточной Азии. В отличие от мексиканцев и филиппинцев они стали прибывать относительно недавно, особенно их число возросло в период с конца 80-х до начала 90-х. Их большое число в Калифорнии обусловлено как высоким уровнем рождаемости среди данной группы населения, так и привлекательностью для них Калифорнии. Дети беженцев столкнулись со множеством проблем, то есть языковой барьер наложился на травмы войны и переселения. Это означает, что им необходимо обеспечить особый подход в образовании. С середины 90-х число иммигрантов из Юго-Восточной Азии уменьшилось, но они все равно продолжают прибывать, в основном проводя первое время у уже освоившихся в Америке членов семьи.

Поскольку США в целом и Калифорния в частности продолжают оставаться местом назначения для многих иммигрантов, школьная система образования столкивается с вызовом подготовки учеников, не являющихся носителями английского языка. Важность разработки для них особых программ подготовки обусловлена не только тем, что они составляют значительную часть обучающихся, но и потому, что они крайне уязвимы в плане успешности усвоения предметов. Государство уделяет особое внимание таким ученикам. Ему приходится непросто, поскольку ученики являются носителями разных языков, что означает необходимость подготовки разных образовательных программ. Несмотря на принимаемые усилия, до сих пор остается много проблем в указанной сфере.

Спасибо за прочтение:)



#лингвистика #языкознание #калифорния #сша