Ребенок дошкольного возраста - на то он и ребенок, чтобы и думать по-детски, и вести себя по-детски - задорно, беззаботно, не рассуждая о насущных проблемах и не поддаваясь настроениям родителя, который может быть уставшим или встревоженным какой-нибудь текущей ситуацией.
А если еще и ребенок - очень впечатлительный, то родителю вообще следует крайне осторожно выбирать слова для диалогов с ним, ведь любая, даже нечаянно сказанная фраза может настолько прочно засесть у маленького человечка в голове, что разгребать последствия придется с привлечением специалиста.
Например, как в нашем случае.
Настенька
Девочка 6 лет, с эмоциональными нарушениями. Воспитанница нашего спецучреждения для детей с ОВЗ, проходившая курс у нас в стационаре. Милая, пухленькая, розовощекая. Занимается в наших творческих кружках с удовольствием, любит рисовать и лепить лошадок и собак разных видов и мастей. Всегда очень старательна, но если что-то на занятии не получается, Настя зажимается, начинает плакать и обзывать себя пеньком. Но если ее сравнить с другими детками той смены, Настя на их фоне производит впечатление вполне разумного человека.
Поэтому многие удивились, когда "что-то пошло не так"
С Настенькой все же пришлось поработать нашему психологу. Сначала воспитатели заметили непривычное поведение девочки в столовой. Ведь разве можно себе представить: ребенок с некоторых пор стал нервничать во время еды, краснеть, ерзать, крутиться, озираться с вытаращенными глазами. Но это происходило, когда мамы рядом не было.
А если в столовую вдруг заходила мама, то Настя вообще могла отказаться от еды. Плакала, сжимала кулаки и вставала из-за стола. А ведь никто вокруг даже не смотрел на нее, и, тем более, не старался испортить ей аппетит.
А еще стулья…
Раньше Настя хоть в игровой, хоть на занятиях спокойно садилась за стол и начинала работу. А с недавнего времени (буквально после недели пребывания в учреждении) "ритуальчик" себе завела: то покачать стульчик, то постучать им об пол, то повозить вокруг себя. И лишь потом сесть и заниматься. Хоть мама и жёстко обрывала ритуал, говоря ей: "Харэ со стулом играть, это тебе не собака". Иногда Настя даже терялась и так и оставалась стоять, сказав, что ей так удобнее. Видимо, "харэ" - слишком убедительная команда! За нее еще потом мама услышит разгонные слова от психолога.
А что психолог?
Ну, прежде всего, можно же было поговорить с Настей по душам. Она же умеет изъясняться словами и вполне может ответить на любой вопрос… ну, если задать его правильно. Вот и поговорили. Много разговаривали. И с Настей, и с мамой, и даже некоторых других педагогов привлекли, кто с Настей работал. Искали "корешки", так сказать.
Виновата… тётя Люда!
Людмила - мама мальчика с ЗПР, тоже из стационара. Хорошая, добрая женщина. Всегда улыбается, с чужими детками с удовольствием общается и играет, не только со своим.
Единственное, что (может быть?) кого-то смущало в этой чудесной женщине - это то, что она - слишком большая. И высока, и широка, и пышна везде, где только можно. Вот и мама Насте говорила: "Будешь много жрать - станешь как тетя Люда!" А ведь Насте она очень нравилась. Ну и что, что большая. Зато всегда улыбнется, по голове погладит, Настёной-сластёной назовет и конфеткой угостит.
Стул
А еще, как раз в конце первой недели пребывания этой смены ребят в стационаре, было в игровой комнате какое-то общее занятие у детей с родителями, воспитателями и психологом. И те родители, которым не хватило места на угловом диване, взяли детские стульчики.
Ну а дальше - можно даже не гадать. Не выдержал такой хлипкий стульчик тётю Люду, сломался прямо под ней. И вот так уронил хорошего человека на пол. И Настя честно сказала психологу, что ей было жалко тётю Люду, несмотря на то, что многие вокруг (даже взрослые) смеялись.
Ну и?
И весь этот узел из впечатлений Насти - запутался именно вокруг тети Люды. Вот, тетя Люда - очень большая, но и Настя для своего нежного возраста - честно говоря, полновата. А тут еще и мама внушает, что скоро ее, Настю, разнесет до размеров тети Люды. И под ней тоже начнут стулья разваливаться! Значит, надо для подстраховки, прежде чем сесть на стул, испытать его: покатать постучать, чтобы быть уверенной, что стул выдержит, а Настя - не упадет.
А когда психолог спросила Настю, боится ли она упасть потому что будет больно, Настя замотала головой.
Оказывается, как девочка дала понять, не в боли дело. Гораздо хуже, что над ней будут смеяться, так же как в тот раз над тетей Людой. А потом мама скажет: "Ну вот, я же тебе говорила!"
В общем, с Настей психологу намного проще было работать (та сама ей доверилась и все постепенно рассказала), а вот с мамой… пришлось потуже. Она ведь была уверена в своей правоте и не уставала повторять: "А что я ей такого обидного сказала?" или так: "А чего она на правду обижается, я как мать ей правду и говорю".
Надеюсь, что со временем всё у них наладится. Или уже наладилось. Пусть лучше так.
А у Вас, дорогие читатели, пусть всё будет просто замечательно!
поддержать автора:
карта Сбербанк 2202 2002 8527 4302
визитка на донат (теперь такая)