Найти тему
365 историй

Почему большинство дореволюционных миллионеров были из среды староверов

Оглавление

Династия Морозовых, Рябушинские, Третьяковы, Громовы, Кузнецовы, Кокоревы, Гучковы, Поляковы, Хлудовы, Солдатенковы — многие известные фамилии русских заводчиков и промышленников были из староверческой среды. Считается, что создали 64% российского капитала.

Семья Морозова, фото russiainphoto.ru
Семья Морозова, фото russiainphoto.ru

И вопреки сложившемуся представлению, что раскольники это темные, хмурые отшельники с большими окладистыми бородами, на самом деле они были грамотными и весьма прогрессивными предпринимателями.

Как так получилось, что люди, боровшиеся за сохранение старых церковных порядков, оказались такими удачливыми в бизнесе?

Прежде всего потому что у них было особое отношение к труду. Подобно тому, как и у протестантов выделяют особую трудовую этику, так и у староверов труд расценивался как "созидательная деятельность во славу Божию и путь ко спасению". Более того, собственность не является личной, она принадлежит Богу и общине, и преумножать ее — богоугодное дело.

«Старообрядец, самоотверженно трудясь в организации промышленного или торгового дела, осуществлял христианский подвиг, подготовку личного душеспасения».

Исследователь старообрядчества В.В. Керов

Староверы почти всегда были гонимой социальной группой. Поэтому у них не было доступа ко многим ресурсам, к примеру, к земле и занятию земледелием (либо только в суровых краях), поэтому они были вынуждены искать себе ремесло или заниматься торговлей.

Считается, что многие староверческие капиталы были заложены после сожжения Наполеоном Москвы. Тогда сгорели купеческие склады, а коробейники, кустари, среди которых было немало староверов, смогли спасти свой товар из-за его небольших объемов. И во время восстановления города они смогли возобновить торговлю. При этом полученные доходы они обратили на создание промышленности, в частности текстильной.

Домострой

Любопытно, что в ведении дел они руководствовались ... Домостроем. Да-да школьный курс истории рассказывал нам, что это архаичный документ, где разрешаются телесные наказания детей, а жена должна во всем подчиняться супругу. Но на самом деле это учебник ведения дел в домашнем хозяйстве. И он учил бережливости, запасливости, балансу доходов и расходов.

"А всякую ссуду и брать, и давать честно, хранить крепче, чем свое, и в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и еще дадут, да и дружба навек"

Домострой

Считается, что одним из препятствий в развитии предпринимательства в России в начале 19 века было отсутствие доступа к капиталу. Единственный Коммерческий банк более охотно ссужал деньги разорявшимся помещикам, чем купцам и заводчикам.

И опять староверческая община оказалась куда более адаптивной. Поскольку членам общины полагалось делиться капиталом, то он как раз и стал теми ссудами под малый процент, которые позволяли отрывать новые дела и производства. Тем более, что вера, и тот самый Домострой позволяли ссужать капитал. В то время как в светском обществе ростовщичество было презираемым занятием (помните, старуха-процентщица).

В итоге уже к середине 19 века стала заметна тенденция: «Где более развиты промыслы, раскол сильнее и, наоборот, где менее раскольников, там слабее промышленность, так что степень развития промышленной деятельности в известной местности служит безошибочным мерилом степени развития раскола». Об этом писал коллежский советник Министерства внутренних дел Мельников в отчете 1854 года.

Меценатство

При этом расточительство для старовера это безусловный грех. В итоге значительную часть прибыли они направляли не только в ссуды, инвестиции, но и на благотворительность. Именно поэтому большинство выше перечисленных фамилий — одни из самых крупных меценатов в дореволюционной России.

Третьяковская галерея, МХАТ, ГМИИ им. Пушкина, Абрамцево, Морозовская больница. Предприниматели из староверческой среды на собственные средства строили дома призрения, больницы, приюты.

Коллекция Третьякова
Коллекция Третьякова

Несмотря на то, что в процентном соотношении в населении России старообрядцев было от 1,5% - до 5% (точных цифр нет), вклад их в развитие страны — огромен.