28 декабря свое 81-летие отмечает Борис Михайлович Бим-Бад – выдающийся советский и российский педагог, член Российской академии образования, доктор педагогических наук и профессор. На рубеже XX-XXI веков он превратил педагогическую антропологию – комплексное учение о человеке как одновременно и воспитателе, и воспитуемом – в реальную науку. До него эта сфера пережила еще два рождения: впервые ее принципы провозгласил К.Д. Ушинский в XIX веке, а в XX-м – А. Сент-Экзюпери охарактеризовал девизом: «Я весь из моего детства». Сегодня мы расскажем, как происходило становление Бим-Бада, и что нового он привнес в науку.
Будущий педагог родился в городе Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) Оренбургской области в 1941 году в семье Михаила Исааковича Бим-Бада и Анны Ивановны Айдиновой. Свои первые годы жизни, выпавшие на войну, он провел в коммунальной квартирке недалеко от Красной площади. Бим-Бад считает, дети, рожденные в этот период, - это особое сословие.
«Знаете, что такое “бутерброд Бим-Бада”? Это когда кусочек черного хлеба окунаешь в воду, а потом тоненько посыпаешь сахаром, если он есть, конечно», - вспоминал он это голодное время.
Однако при всех тягостях с самого детства Бим-Бад был приучен к чтению, что во многом объяснялось тем, что рос он довольно болезненным ребенком, а потому детские игры для него были редкостью. Сейчас он часто повторяет слова европейского мыслителя Уильяма Вордсвортома о том, что ребенок есть отец старца. Таким образом педагог определяет неизмеримое влияние детства на дальнейшую судьбу и характер человека.
«Судьба мира – в руках воспитателя, а не политика или полководца»
Профессиональная деятельность Бим-Бада строится на одном простом, но важном принципе: то, что было приобретено в детстве, остается с человеком до конца его дней, ведя и направляя его по жизни. В частности, эта мысль прослеживает в книге педагога «Природа ребенка в зеркале автобиографии».
Главным авторитетом Бим-Бада был К.Д. Ушинский, который вывел Россию из педагогической колонии, основанной в основном на зарубежных идеях, и создал педагогический синтез научных знаний о человеке.
Считая себя истинным «ушинкианцем», Бим-Бад поддерживал его ключевую идею о необходимости изучать детские годы человека, чтобы составит объективный портрет его настоящего. По этой причине он и начал изучать ранние годы жизни Сталина, Македонского, Нерона и других.
«Учителем Нерона, как известно, был Сенека, учителем Македонского — Аристотель. Но сами деяния их учеников подтверждают то, что для меня совершенно очевидно: даже самый великий учитель научает не тому, чему учит, а тому, чему у него учатся…Потому педагогу так важно знать не только то, с чем ты сам идешь к ребенку, но и с каким мироощущением, мироотношением пришел к тебе этот ребенок», - утверждает Бим-Бад.
Отказ от концепции «учитель-ученик»
По мнению Бим-Бада, импульсы и эгоизм ребенка могут подавить не наставления взрослых, а законы этого мира. Если тот живет, учится и работает в активной обучающей среде, то в будущем у него будет больше преимуществ в абсолютно любой деятельности. А присутствие в образовании исключительно традиционной связи «учитель – ученик» подавить его импульсы, леность и эгоизм в полной мере не сможет.
Дифференцированное обучение – путь к правильному становлению ребенка
Бим-Бад уверен, дифференцированная форма обучения, базирующаяся на организации учебного процесса с учетом склонностей и интересов ребенка, является наиболее эффективной. Более того, отмечает педагог, школьник должен как можно чаще взаимодействовать с учебной средой и окружением, служащими для него областью осваиваемого опыта.
Так, Бим-Бад утвердил в современной педагогике несколько важных принципов:
- Духовная и биологическая природы ребенка должны сосуществовать и дополнять друг друга;
- Общее, особенное и отдельное в каждом из них должно составлять крепкое единство;
- Помощь ребенку в налаживании в нем индивидуального и социального начал – один из ключевых аспектов воспитания;
- Необходимость одновременно развивать в учащемся умственное, нравственное и физическое начала;
- Стараться не допустить ригидности его личностных качеств.
Ю. Гуреева