Так называется книга о румынской гимнастке конца 70-х годов ХХ века Наде Команече, написанной французской журналисткой, некоторое время жившей в Румынии Лолой Лафон. Когда написана, я не знаю, но на русском языке издана в 2016 году, возрастные ограничения 12+
Книгу мне рекомендовала читательница канала. Я внесла "Коммунистку" в свой список к будущему прочтению, но заглянула посмотреть, что за книга и опомнилась, когда прочитала уже листов 20. Так и вышло, что я её, так сказать, без очереди прочитала)
Надя Команечи – румынская гимнастка, родилась в 1961 году. В возрасте 14 лет стала абсолютной олимпийской чемпионкой в Монреале, именно там она завоевала легендарные 10.00 балов, а табло показало 1.00, потому что не было рассчитано на столь высокие результаты. Всего у Нади 9 олимпийских медалей, 5 из которых золотые (с двух Олимпиад).
Сначала книга меня действительно затянула, потому что ярко, красочно повествовалось о спортивной гимнастке. В книге рассказывается не только о процессе тренировок, но и о таких физиологических моментах, о которых обычно не принято говорить, но знать о них надо, и бороться с озвученными проблемами тоже надо, они и сейчас не потеряли своей актуальности. Например, в книге написано про то, что девочка начала потеть, и с запахом нужно было как-то бороться. Про менструацию тоже в книге есть. Вот вы знаете, как выступать гимнастке в такие дни, как тренироваться? Я не знаю, а мне, как матери девочки-гимнастки, уже пора бы озаботиться.
Изучая спортивную гимнастику – изучаю историю
Но потом читать стало тяжелее, повествование ушло в политику и в грязь, широко известные факты дополнялись домыслами и неоднозначными намёками. Чтобы лучше понимать написанное, мне пришлось лезть в интернет и читать исторические очерки о событиях описываемого в книге времени, просмотреть биографию Николае Чаушеску – лидера коммунистической партии Румынии и главы государства.
В книге описаны жёсткость диктатора, сделаны намёки на страдание народа и эксплуатацию бедной юной гимнасточки Нади Команечи. Почти ничего такого прямым текстом не написано, но подразумевается, что все знают о том, что Надя была в сексуальном рабстве у сына Чаушеску, что подвергалась насилию со стороны своего тренера Бела Кароли.
Сама Надя ничего такого не подтверждает (я и несколько относительно современных интервью с ней посмотрела). Надя Команечи в свою бытность спортсменкой соперничала с советскими гимнастками, её противопоставляли нашей Людмиле Турищевой, такой степенной и эмоционально холодной и такой "правильной" гимнастке. В книге неоднократно упоминается Людмила. Та Надя-чемпионка выглядит на старых видео живой и непосредственной, и она очень даже улыбалась, так мило по-детски. А Надя 50-летняя напомнила мне именно Людмилу Турищеву – сдержанную и осторожную в словах на публику.
Надя хоть и сбежала из Румынии, но не отзывается плохо ни о стране, ни о людях, с которыми приходилось иметь дело. Нынешним бы сбежавшим поучиться у неё не поливать грязью страну, давшую жизнь, а некоторым ещё и славу, и деньги.
Как бы там ни было на самом деле, но Надя говорит, что тренер был для неё опорой, и она сама захотела вернуться к нему, после того как была вынуждена переехать в столицу Румынии и сменить тренера.
Разъяснение гимнастических терминов
Мне понравилось то, что в книге Лолы Лафон объясняется, как исполняются те или иные гимнастические элементы, упоминаемые в тексте. Даже без видео становится понятно, что именно выполняет гимнастка.
А ещё понравилось то, что в книге не было вот этого любимого многими: "Корбут исполнила такое сложное сальто, что его запретили из-за травмоопасности" и прочее в том же духе.
Сальто Корбут на брусьях перестали исполнять, потому что изменились правила гимнастики, и спортсменкам больше нельзя вставать ногами на верхнюю жердь.
Некоторые правила организации соревнований и судейства того времени поясняются в книге.
Почему книга правдоподобна, но при этом не веришь ей
Повествование построено таким образом, как будто журналистка пишет книгу о Команечи и постоянно советуется с ней в электронных письмах и по телефону. Очень правдоподобно переданы диалоги, где Надя как будто не согласна с Лолой и просит исправить или дополнить тот или иной момент. Выходит, что Лола Лафон вытаскивает на свет неприглядные подробности и задаёт неудобные вопросы, а вся такая деликатная Надя не соглашается с ней, просит и о хорошем написать.
Но дело в том, что в предисловии от автора в книге честно написано, что все диалоги с Надей вымышлены, не было никакого общения и сотрудничества.
В процессе изучения мною биографии Нади Команечи, просмотра интервью с ней и фильма о ней, стало ясно, что книга Лолы Лафон ни что иное, как художественно украшенный и слегка домысленный пересказ фильма "Надя" 1984 года и некоторых интервью с Команечи. Лола ответственно подошла к написанию книги, она не врëт, когда пишет, что изучала архивы газет и собирала по крупицам информацию о Наде и её окружении в Сети.
Книга основана на реальных фактах, но Надю Команечи читателю не открывает, о чём думала сама Надя и что чувствовала в те или иные моменты вы из книги не узнаете.
- Здесь про фильм о Наде Команечи: