Драма «Отпуск в сентябре» (1979) создавалась кинематографистами, чьи имена уже давно вписаны в историю советского кино. Однако процесс рождения фильма был непростым, да и судьба у него оказалась не самая лёгкая. Тем не менее сегодня это уже классическая лента, которая и сейчас кое-чему может научить.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Всё началось с пьесы «Утиная охота» драматурга Александра Вампилова. Она вышла в 1968 году и, хоть изначально к ней отнеслись настороженно, постепенно стала театральным хитом, а за главной ролью артисты чуть ли не сражались.
Режиссёр Виталий Мельников ещё с начала семидесятых хотел перенести её на экран. Прозой Вампилова режиссёр восхищался,
а в 1976 году он экранизировал пьесу «Старший сын».
Виталия Мельникова вполне можно называть первооткрывателем Александра Вампилова в кино, до него кинематографисты драматурга не жаловали. После «Старшего сына» Вампилов стал невероятно востребованным в театре и кино, а среди молодых авторов и вовсе лидером. Но
когда режиссёр подал заявку на телеэкранизацию «Утиной охоты», Гостелерадио согласия не дало.
Чиновники раз за разом придумывали предлоги, чтобы отказать Мельникову, и лишь через пару лет благодаря случайному знакомству с работником Гостелерадио уже почти потерявший надежду Виталий Мельников всё-таки получил добро на постановку. Правда, с одним небольшим условием: представить ленту как антиалкогольную. В комитете даже предложили название фильму — «Пока не поздно», но позже Виталий Мельников от него отказался.
Запустили съёмки на «Ленфильме», родной студии Мельникова. Чтобы не смущать коллег и руководство провокационными эпизодами со злоупотреблением, режиссёр и группа отправились в Петрозаводск. А чтобы привлекать к работе как можно меньше внимания,
Виталий Мельников решил не проводить проб и пригласить проверенных актёров, с которыми уже успел поработать, и рекомендованных коллегами-режиссёрами.
Так на площадку попали Евгений Леонов и Наталья Гундарева, актёр БДТ Геннадий Богачёв и московская звезда Ирина Купченко. Получил приглашение и Николай Бурляев. Правда, его роль была небольшой, и сам Николай в ней ценности не видел. Но ему очень хотелось вновь встретиться с Виталием Мельниковым, когда-то снявшим его в мелодраме «Мама вышла замуж» (1969), так что он тоже приехал в Петрозаводск.
Одним из потенциальных исполнителей стал Юрий Богатырёв. После звонка Мельникова он буквально примчался на площадку:
Богатырёв пьесами Вампилова зачитывался, а роль Зилова была его мечтой.
Но выяснилось, что режиссёр видит его не в этом образе, а в роли приятеля главного героя Толика Саяпина. Богатырёв был разочарован, причём настолько, что уже собрался уезжать.
Тогда Виталий Мельников, чтобы не потерять такого артиста, предложил всё же сделать пробы. Тут-то и стало понятно, что
Юрию Богатырёву роль не подходит. На съёмках он остался и сыграл, как и планировал режиссёр, Толика.
До последнего момента не было ясно, кто же сыграет Виктора Зилова, типичного лишнего человека семидесятых, внешне благополучного, но издерганного изнутри, нервного, пьющего, потерявшегося в жизни.
Виталий Мельников с самого начала знал, что Зилов — это роль для Олега Даля. Но предлагать сотрудничество артисту опасался. Во-первых, тогда Даль уже имел репутацию человека сложного и несговорчивого, даже скандального, а во-вторых, его кандидатуру почти наверняка отвергло бы руководство киностудии и Гостелерадио, да и сами съёмки могли бы отказаться под угрозой.
Любопытно, что и сам Олег Даль был уверен, что образ Зилова буквально создан для него, и ждал приглашения. В конце концов Мельников решился и без согласований вызвал Даля и начал его снимать.
«Отпуск в сентябре» превратился для Олега Даля в своего рода бенефис, на экране он прожил часть собственной жизни, целиком открывшись для зрителей.
Конечно же, Олег Даль, вложивший себя в Зилова, роль такую долгожданную и выстраданную, опустошённый после этой работы, но вдохновлённый, с огромным нетерпением ждал премьеры. Но не дождался.
Виталий Мельников завершил двухсерийный «Отпуск в сентябре» в рекордный срок, всего за два месяца. После монтажа и озвучки фильм отправился в Москву.
На просмотре в Гостелерадио его приняли неплохо, но предупредили, что премьеру немного отложат.
Но месяцы шли за месяцами, а картину всё не выпускали, и даже после старта антиалкогольной кампании Михаила Горбачёва лента, снятая как антиалкогольная, продолжала обитать в архиве. Только под конец 1987 года «Отпуск в сентябре» увидели зрители. В том же году на Всесоюзном фестивале телефильмов
«Отпуск в сентябре» получил награду за лучшую мужскую роль. Но Олег Даль, которому она предназначалась, так и не узнал об этом: актёр ушёл из жизни в 1981 году.
Кстати, у Олега Даля, которого обожали зрители, вообще не было официальных наград и званий, и даже эту он получил слишком поздно.
А вам понятны терзания «лишнего человека эпохи застоя» Виктора Зилова?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: