Найти в Дзене
Елена Лежнева

Как Павел I заставил разрыдаться графа Алексея Орлова

 Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский
Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский

Граф Алексей Орлов свою фамилию оправдывал в полной мере. Посмотрите, как он сообщает своему брату Григорию о чесменской победе: «Государь братец, здравствуй! За неприятелем мы пошли, к нему подошли, схватились, разбили, победили, потопили, сожгли и в пепел обратили. А я ваш слуга, здоров. Алексей Орлов». Так лихо и без затей Алексей Орлов описал славное Чесменское сражение. Сражение после которого граф Алексей Орлов получил к своему титулу приставку Чесменский. А день чесменской победы стал одним из дней воинской славы России.

В этом был весь Алексей Орлов – налетел как орел, победил, в пепел обратил, не особо разбираясь в средствах. Сподвижник Екатерины Великой он с усердием служил императрице и России. Случалось, что и переусердствовал.

Возможно, что с Петром III граф тоже переусердствовал. Екатерина II поручила Алексею Орлову охранять отрекшегося императора, но что-то пошло не так и Петра Федоровича не стало. Доподлинно неизвестно что тогда произошло на самом деле, но естественная причина смерти незадачливого императора вызвала большие сомнения. И виновниками его гибели посчитали Алексея Орлова или князя Барятинского.

Как бы там не было, но тогда Алексею Орлову сошло с рук это происшествие. Но пришло время и Павел I припомнил Алексею Григорьевичу, то как тот обошелся с его отцом.

После смерти своей матери Екатерины Великой новоиспеченный император решил устроить своему отцу повторное погребение. С почестями и коронацией. А императорскую корону приказал нести графу Алексею Орлову.

От этого поручения графу стало сильно не по себе. Чесменский герой, привыкший смотреть опасности прямо в глаза, забился в темный угол церкви и плакал там навзрыд. Стоило большого труда уговорить его выйти оттуда и принять участие в траурной процессии.

«Портрет императора Павла I», художник Щукин С.С., 1797 г.
«Портрет императора Павла I», художник Щукин С.С., 1797 г.

Так вспоминает те события Н.И. Греч: «Я видел это шествие из окна, в доме Петропавловской церкви. Гвардия стояла по обеим сторонам Невского проспекта; между великанами-гренадерами в изящных светло-зеленых мундирах, с великолепными касками, теснились переведенные в гвардию мелкие гатчинские солдаты, в смешных нарядах пруссаков Семилетней войны. Но общее внимание было обращено на трех человек, несших концы покрова – это были граф Ал. Григ. Орлов, князь Барятинский и Пассек». Эти трое принимали активное участие в дворцовом перевороте, лишившего Петра III короны, а потом и жизни.

Как это в духе Павла I - заставить людей, которых он считал виновниками гибели своего отца отдать ему последние почести. Уж в чем-чем, а в части проучить кого-нибудь император Павел I был большой мастер.

Вопрос только: стоило ли оно того? Ведь, неизвестно еще как бы сложилась судьба Павла Петровича, если бы не тот переворот. Его любимый отец Петр III всерьез подумывал постричь свою жену Екатерину Алексеевну в монахини и посадить вместе с сыном в Шлиссельбург.

«Портрет Петра III», Антропов А.П., 1762 г.
«Портрет Петра III», Антропов А.П., 1762 г.

Но Павел I не хотел признавать этого. Недолюбленный матерью Павел как ребенок цеплялся за светлый образ отца. В результате повторил его судьбу – тоже стал жертвой дворцового переворота.

Все-таки слишком увлекаться местью и понапрасну наживать себе врагов плохая идея даже для императоров.