Найти тему
История живописи

Судьба любимого ученика Исаака Левитана, которого он научил "писать по-русски"

Сегодня я расскажу вам об интересных фактах из жизни живописца Петра Ивановича Петровичева. Сам художник так рассказывал о том, как он вообще пришел к живописи:

Случай меня натолкнул на занятия живописью. Как-то раз попал к своему родному дяде на свадьбу. Там собрались дети, и от нечего делать они придумали следующее занятие: достали лубочную картинку богородицы, наклеили на стекло на окне и на эту картинку наложили лист бумаги, нарисовали контуры, а потом сняли и начали раскрашивать красным и синим карандашом... Я подумал: "Как это хорошо! Отчего я этим не могу заниматься?" - и решил попробовать.
"Уголок Ростовского кремля", П.И. Петровичев, 1899. Киевская картинная галерея. Первая мастерская художника была именно в одной из угловых башен Ростовского кремля.
"Уголок Ростовского кремля", П.И. Петровичев, 1899. Киевская картинная галерея. Первая мастерская художника была именно в одной из угловых башен Ростовского кремля.
"Осенний вечер в Кусково", П.И. Петровичев, 1901. Частное собрание.
"Осенний вечер в Кусково", П.И. Петровичев, 1901. Частное собрание.

Вот так вот случай в детстве может привести человека к делу всей его жизни. Далее крестьянский сын будет работать в Ростовском музее церковных древностей, где будет совершенствовать свои художественные навыки. Там он встретит Василия Верещагина, который впоследствии посодействует тому, чтобы юношу приняли в Московское Училище живописи и ваяния.

"Нескучный сад. Осень.", П.И. Петровичев, 1905. Частное собрание.
"Нескучный сад. Осень.", П.И. Петровичев, 1905. Частное собрание.

Там его любимым учителем станет Исаак Левитан. Любопытный случай Петровичев вспоминал в своей биографии, связанный именно с ним:

Он говорил: "Природу мы должны писать как она есть, а вы украшаете. Вы на Западе были?"- "Нет, не был. А почему вы спрашиваете?" - "Потому что у вас есть влияние Запада". Я ему сказал, что имел несчастье видеть французскую выставку. Он на это мне ответил: "Вы знаете, мы с вами русские художники, давайте писать по-русски". И он начал меня учить по-настоящему писать. Сначала у меня все были фиолетовые краски и лиловые, а прошло месяца три, и Левитан начал показывать мои работы как пример другим ученикам: "Вот смотрите, как надо писать, как это просто, непосредственно, - это сама природа. Вот что нужно в живописи".
"Ясный август", П.И. Петровичев, 1915. Калужский областной художественный музей.
"Ясный август", П.И. Петровичев, 1915. Калужский областной художественный музей.
"Берега Волги", П.И. Петровичев. Частное собрание.
"Берега Волги", П.И. Петровичев. Частное собрание.

В дальнейшем он закончит Училище с самой высокой наградой и станет членом и Товарищества передвижников, и Союза русских художников. Будет экспонировать свои работы на разнообразных выставках.

Любопытно, что в дни Октябрьской революции в Москве как раз проходила выставка работ художника. При новой власти художник не "затерялся", был востребован, много путешествовал по стране – "В Москву я приезжал в ноябре - декабре, на время выставок, а в марте опять уезжал на Волгу, в Крым, на Кавказ. Северная природа мне ближе, чем природа Крыма." Отмечу, что в этом он был явно близок к своему учителю.

"Цветущие вишни", П.И. Петровичев, 1919. Владимиpо-Суздальский музей-заповедник
"Цветущие вишни", П.И. Петровичев, 1919. Владимиpо-Суздальский музей-заповедник
"Весенний день", П.И. Петровичев, 1919.
"Весенний день", П.И. Петровичев, 1919.

Кроме, конечно же, лирических пейзажей (а как иначе у ученика Левитана) в творчестве художника можно найти множество картин с монастырями, церквями, храмами, кремлями. Сам художник писал об этом следующее:

Меня и раньше увлекала русская старина. Древние памятники зодчества знакомы мне с детства. Каждый год я посещал древние русские города: Ростов, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Новгород Великий, Владимир и другие, писал там этюды. Эти этюды послужили материалом для ряда картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал много лет до и после революции.
"Ростов зимой", П.И. Петровичев, 1910. Музей-заповедник "Ростовский кремль".
"Ростов зимой", П.И. Петровичев, 1910. Музей-заповедник "Ростовский кремль".
"В ожидании парома", П.И. Петровичев, 1914. Частное собрание.
"В ожидании парома", П.И. Петровичев, 1914. Частное собрание.
"Купола Троице-Сергиевой лавры", П.И. Петровичев, не позднее 1917. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
"Купола Троице-Сергиевой лавры", П.И. Петровичев, не позднее 1917. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

По воспоминаниям жены художника, в годы Великой Отечественной войны, несмотря на уже достаточно преклонный возраст (он родился в 1874 году), Петровичев "все время принимал участие в ночных дежурствах ... копал рвы, строил заграждения, награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»". А далее она же подытоживает "Петр Иванович был неутомимый труженик, всю свою жизнь посвятивший Музе Живописи." И с этим трудно не согласиться.

"В Петровском парке", П.И. Петровичев, 1922. Новокузнецкий художественный музей.
"В Петровском парке", П.И. Петровичев, 1922. Новокузнецкий художественный музей.
"Поместье в лучах весеннего солнца", П.И. Петровичев. Частное собрание.
"Поместье в лучах весеннего солнца", П.И. Петровичев. Частное собрание.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.