Найти тему
История живописи

Индийские путешествия Василия Верещагина и самая большая его картина

Первое путешествие в далекую английскую колонию художник начнет в 1874 году. За год до этого его другая серия, так называемая "Туркестанская" экспонировалась в Лондоне, а затем в Петербурге и Москве. И хотя практически вся серия была выкуплена Третьяковым, в России она подверглась критике из-за своей "антипатриотичности". Это задело художника за живое, настолько, что он даже уничтожил несколько картин из той серии. В итоге устав от нападок и вообще от такой реакции публики, Верещагин решает уехать в далекую Индию, чтобы "перезагрузиться", как сказали бы сейчас.

Верещагин возьмет в эту поездку свою жену, которая впоследствии напишет очерки, описывающие это путешествие. Из них и стало известно, что художник очень активно проводил время в Индии: он переболел тропической малярией, тонул в реке и замерзал в горах, а несколько раз на их лагерь нападали дикие животные. Однако, при этом Верещагин умудрялся работать, не покладая рук.

"Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-1876. Третьяковская галерея, Москва.
"Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-1876. Третьяковская галерея, Москва.

Первую поездку он совершил в 1874-1876 годах и привез картины и этюды, где были изображены не только пейзажи и архитектура Индии, но и множество портретов экзотичных для русского взора персонажей - факиров, буддийских лам, бхилов и парсов (народности в центральной и западной частях страны). Сам художник называл это собрание "малой поэмой", отображающей традиции, верования и культуру Индии.

Как уже было сказано выше, Верещагин изображал древнюю архитектуру, которой славится Индия: буддийские храмы и мусульманские мечети, наскальные монастыри и каменные гробницы. Все эти памятники чета Верещагиных посетила именно в первую поездку в Индию, которая выдалась самой плодотворной для живописца - всего он привез оттуда немногим менее ста пятидесяти этюдов и картин.

Во время пребывания в княжестве Сикким (населенная буддистами территория на северо-востоке страны) Верещагины получили официальное приглашение в монастырь Пемиончи на буддийский праздник в виде обрядовой церемонии мистерии Цам. В ритуальном действии, включавшем как танец, так и пантомиму, участвовали монахи и простые жители, переодетые в яркие костюмы из китайского шелка, чьи лица скрывались за масками различных животных. На этом этюде Верещагин изобразил ламу в маске мифической птицы Гаруды:

"Буддийский лама в костюме Главного Божества на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким", 1875. Третьяковская галерея. Любопытно, что в каталоге выставки 1880 года сохранилась пометка карандашом самого Третьякова, указывающая что эта работа была приобретена за тысячу рублей.
"Буддийский лама в костюме Главного Божества на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким", 1875. Третьяковская галерея. Любопытно, что в каталоге выставки 1880 года сохранилась пометка карандашом самого Третьякова, указывающая что эта работа была приобретена за тысячу рублей.

В 1876 году Верещагин приедет в Париж и начнет работать над своей индийской серией: писать новые картины по этюдам и дорабатывать уже существующие. Начавшаяся русско-турецкая война прервет эту работу - художник поспешит на театр военных действий в действующую армию, где он напишет много батальных полотен.

Позднее Верещагин вернется к своей индийской серии: наряду с "малой поэмой", о которой я упоминал выше, он задумывает "большую поэму", где собирался изобразить историю и реалии покорения Индии англичанами. Вряд ли бы эти картины понравились действующим там властям: так судьба одного полотна 1884 года с говорящим названием "Английская казнь в Индии" не известна до сих пор. Но по запискам самого художника ясно, что на том полотне он изображал сцену жестокой и варварской казни, применяемой колониальными властями к местному населению. Вообще английские газеты даже прозвали его русским шпионом, так как мастер любил писать в труднодоступных местах, и ничто не могло его остановить.

Именно для реализации этого замысла Верещагин посещает еще раз Индию в 1882-1883 годах, но в итоге "большая поэма" так и останется только в планах. Примечательно, что одно из полотен этой несостоявшейся серии картин хранится в самой Индии, в Мемориальном музее Виктории в Калькутте. Относительно недавно (в конце 2020 года) ее снова показали публике после реставрации.

"Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур 4 февраля 1876 года" 1875-1879. Полотно имеет грандиозные размеры 497,84 на 695,96 см, что делает ее самой большой картиной Василия Верещагина.
"Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур 4 февраля 1876 года" 1875-1879. Полотно имеет грандиозные размеры 497,84 на 695,96 см, что делает ее самой большой картиной Василия Верещагина.

Что касается первых картин и этюдов серии, то все они будут представлены на персональной выставке художника, проходившей в 1880 году в Петербурге. В завершении выставки был аукцион, на котором, как уже, наверное, догадался читатель, большую часть (75 из 139) картин и этюдов купил Павел Третьяков общей суммой в 75 тысяч рублей.

Надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #искусство #русская живопись #индия #верещагин #искусствоведение #культура

Индия
37 тыс интересуются