Найти тему

Сражение при Голымине

Подвиг генерала Щербатова при Голымине.
Подвиг генерала Щербатова при Голымине.

26 декабря 1806 года состоялось известное сражение при Пултуске. В тот же день имело место и другое сражение русских с французами – при Голымине. Оно осталось в тени «старшего» брата. Но представляет интерес и само по себе.

Зимней кампании 1806-1807 гг. посвящена книга Александра Морозова «От Пултуска до Прейсиш-Эйлау». Полнотекстово она размещена на соответствующем сайте. Можно считать его сайтом-книгой, можно просто сайтом, посвященном этой кампании. Как бы то ни было, а сражению при Голымине там отведена вся восьмая глава.

Предыстория, ход и последствия Голыминского боя разобраны у А. Морозова. Но если коротко, то дело было так.

24-25 декабря французы вели наступление широким фронтом, разбросав свои корпуса. Русские войска отступали, стремясь сосредоточиться. Одним из отступающих отрядов командовал генерал-лейтенант Дмитрий Владимирович Голицын, командир 4-й дивизии.

Схема сражения при Голымине. Автор А.В. Морозов.
Схема сражения при Голымине. Автор А.В. Морозов.

Всего к Голымину Голицын он привел 9 батальонов и 18 эскадронов. Увязшую в грязи артиллерию пришлось бросить, поскольку на плечах у русских буквально висели французы из VII корпуса Ожеро. В ночь с 25 на 26 декабря уставшие солдаты Голицына вошли в селение Голымин.

Днем отсюда же ушла 7-я дивизия Дохтурова. Ушла да не вся! Дохтуров задержал 4 батареи, которые в итоге сыграли важную роль в сражении. Кроме того, ожидая схватки, он приказал вернуть мушкетерский и драгунский полки. Они подоспели уже в разгар боя.

Утром 26 декабря Ожеро бросил две свои дивизии и кавалерию вперед. Имея почти двукратное численное превосходство, он надеялся раздавить этот русский отряд. Однако и он из-за грязи был вынужден оставить свою артиллерию. Так что солдаты Ожеро атаковали без артподдержки.

Правофланговая дивизия Ожеро увязла в лесу, обороняемом сначала только Костромским полком, а затем еще и Таврическим полком. Постепенно, получив подкрепления, французы смогли выдавить русские полки из леса, но тут же попали под сокрушительный огонь русских орудий, размещенных в центре.

Голицын и Ожеро.
Голицын и Ожеро.

Эту орудийную позицию французы еще с утра пытались сначала обойти кавалерией слева. Но тут получили сильный отпор наших кавалеристов. В серии конных стычек французы потерпели поражение.

Позже центральную батарейную позицию атаковала вторая дивизия корпуса Ожеро. Однако французы, увязнув в грязи и попав под сильный артиллерийский огонь, вынуждены были отступить.

В ходе боя и к русским, и к французам подтягивались свежие силы. Численное превосходство неизменно оставалось за французами. Со временем они подтянули и артиллерию. Однако сделать уже ничего не успели – наступали сумерки, а за ними и ночь.

Под прикрытием темноты русские войска начали отходить в направлении на Маков. То есть туда, куда еще вчера ушла 7-я дивизия Дохтурова. Французы предприняли отчаянную попытку надавить в последний раз. На улицах Голымина дошло до рукопашной. Тем не менее, русские полки смогли выскользнуть из ловушки. Оставив, правда, свою артиллерию.

Таким образом сорвалась попытка Ожеро уничтожить отдельный русский отряд Голицына. Он же, в свою очередь, с честью выдержал бой против превосходящего противника и сумел в порядке вывести свои войска из тяжелого положения.