Сегодня волшебный день, и в этот день мне хочется рассказать о самой волшебной книге, которую мне посчастливилось заполучить в этом году. Её развитие, так сказать, в процессе я наблюдал больше 15 лет (и даже внёс некоторый посильный вклад).
Что есть книга? Обычно мы представляем их себе как главную составляющую, текст, неким образом оформленный и напечатанный (обычно на бумаге). Но особенность "Книги Букв" в том, что главной составляющей, доминантой, здесь является буква, а точнее, типографская литера, визуальное восприятие которой (или которых) и ложится в основу текста.
Однажды нам встретились литеры. Они лежали на пыльном асфальте возле ворот, ведущих во двор типографии. Очень большие, размером с ладонь и толщиной с хороший путеводитель. Случайно найти десяток старых деревянных литер — всё равно что стать обладателем карты, ведущей к острову сокровищ. Началась охота за литерами. Сразу выяснилось, что в Москве их уже нет. Привезли попутным грузовиком из Архангельска, из типографии газеты «Правда Севера», шесть мешков литер. Мы успели собрать несколько тысяч деревянных литер в тот самый момент, когда внезапно прервалась их пятисотлетняя история. На рубеже ХХ и XXI веков все типографии разом перешли на компьютерный набор текста, и литеры оказались не у дел. Примерно как амфоры и ойнохойи в эпоху пластиковой упаковки.
У "Книги Букв" два замечательных автора: дизайнер с мировым именем Максим Гурбатов и журналист, искусствовед, автор лучшего путеводителя по Будапешту Анна Чайковская. Мы знакомы вот уже 20 лет и, хотя судьба давно развела нас и по работе, и географически (Анна с Максимом много лет живут в Будапеште), постоянно общаемся (к обоюдной пользе и удовольствию).
Помню, как в 2005-м они принесли в одну прекрасную типографию, где мы вместе работали, ёлочку: по-моему, это был первый объект "Книги Букв", который я увидел.
Мы делаем из литер hand made объекты и к каждому сочиняем тексты, поскольку было бы странно дать литере-букве цвет и фактуру, но отказать ей в праве на слово.
Посмотреть и прочесть фрагменты "Книги Букв" можно на посвящённом ей сайте http://www.thebookofletters.ru/. Более концептуальной постмодернистской вещи я, наверное, не встречал. Тем символичнее, что создана она на излёте постмодернизма, который, очевидно, канет в Лету, как канули, увы, отжившие свои полтысячелетия литеры.
Там есть даже глава про объект, находящийся в моей частной коллекции, и не просто так (а хотя бы я и хвастаюсь, зато от чистого сердца).
Самое забавное, что первым крупным совместным проектом Анны Чайковской и Максима Гурбатова для той самой типографии, случившимся ровно в год моего там появления, был календарь: фотографии канализационных люков, снятые художником Олегом Тимофеевым в 12 городах мира, в сопровождении 12 текстов-мистификаций по поводу люков, написанных в стилистике 12 писателей – Зощенко, Пруста, Андерсена, Леонардо и т. д.
Календарь был настолько хорош, что получил Серебряную медаль XIII Московского международного фестиваля рекламы. Удивительно, что он вообще дошёл до заказчика: тираж едва не улетучился прямо из цеха. У меня лично один такой украли (слава богу, нашлись добрые люди и ещё один экземпляр в закромах).
А 20 лет спустя я работаю в компании, которая этот календарь заказала. Вот такие коленца порой выкидывает судьба...
#нонфикшн #искусство #имхи_и_омги