Баухаус был основан в 1919 году в городе Веймаре немецким архитектором Вальтером Гропиусом (1883–1969). Его основной целью была радикальная концепция: переосмыслить материальный мир, чтобы отразить единство всех искусств. Гропиус объяснил это видение союза искусства и дизайна в Провозглашении Баухауса (1919), в котором описывалась утопическая ремесленная гильдия, объединяющая архитектуру, скульптуру и живопись в единое творческое выражение. Гропиус разработал учебную программу, основанную на ремеслах, которая подготовила бы ремесленников и дизайнеров, способных создавать полезные и красивые предметы, соответствующие этой новой системе жизни.
Баухаус сочетал в себе элементы изобразительного искусства и дизайнерского образования. Учебная программа началась с предварительного курса, который погружал студентов из самых разных социальных и образовательных слоев в изучение материалов, теории цвета и формальных отношений в рамках подготовки к более специализированным исследованиям. Этот предварительный курс часто преподавали визуальные художники, в том числе Пауль Клее, Василий Кандинский (1866–1944) и Йозеф Альберс.После погружения в теорию Баухауса студенты посещали специализированные мастерские, которые включали металлообработку, изготовление краснодеревщиков, ткачество, гончарное дело, типографику и роспись стен. Хотя первоначальной целью Гропиуса было объединение искусств через ремесло, аспекты этого подхода оказались финансово непрактичными. Сохраняя акцент на ремесле, он изменил цели Баухауса в 1923 году, подчеркнув важность проектирования для массового производства. Именно в это время школа приняла лозунг «Искусство в промышленность».
В 1925 году Баухаус переехал из Веймара в Дессау, где Гропиус спроектировал новое здание для школы. В этом здании было много черт, которые позже стали отличительными чертами модернистской архитектуры, в том числе конструкция со стальным каркасом, стеклянная навесная стена и асимметричный план с вертлюгой, по которому Гропиус распределил студию, классную комнату и административные помещения для максимальной эффективности и пространственной логики.
Мастерская краснодеревщика была одной из самых популярных в Баухаусе. Под руководством Марселя Брейера с 1924 по 1928 год эта студия переосмыслила саму суть мебели, часто стремясь дематериализовать обычные формы, такие как стулья, до их минимального существования. Брейер предположил, что со временем стулья устареют, их заменят поддерживающие колонны или воздух. Вдохновленный экструдированными стальными трубами своего велосипеда, он экспериментировал с металлической мебелью, в конечном итоге создав легкие металлические стулья для массового производства. Некоторые из этих стульев были развернуты в здании театра Дессау.
Текстильная мастерская, особенно под руководством дизайнера и ткача Гунты Штельцль (1897–1983), создавала абстрактные ткани, подходящие для использования в среде Баухауса. Студенты изучали теорию цвета и дизайн, а также технические аспекты ткачества. Штёльцль поощрял эксперименты с неортодоксальными материалами, включая целлофан, стекловолокно и металл. Ткани из ткацкой мастерской имели коммерческий успех, обеспечивая Баухаус жизненно важными и столь необходимыми средствами. Текстиль студии, наряду с архитектурной росписью стен, украшал интерьеры зданий Баухауса, придавая полихромный, но абстрактный визуальный интерес к этим несколько суровым пространствам. Хотя ткацкая мастерская в основном состояла из женщин, отчасти это было связано с тем, что им не рекомендовалось участвовать в других областях.
Металлообработка была еще одной популярной мастерской в Баухаусе и, наряду со студией по изготовлению шкафов, была наиболее успешной в разработке прототипов дизайна для массового производства. В этой студии такие дизайнеры, как Марианна Брандт, Вильгельм Вагенфельд и Кристиан Делл (1893–1974), создавали красивые современные предметы, такие как осветительные приборы и посуда. Иногда эти предметы использовались в самом кампусе Баухауса; светильники, спроектированные в слесарном цехе, освещали здание Баухауса и некоторые корпуса преподавателей. Брандт была первой женщиной, посетившей мастерскую металлообработки, и заменила Ласло Мохой-Надь в качестве директора студии в 1928 году. Многие из ее проектов стали знаковыми выражениями эстетики Баухауса. Ее скульптурный и геометрический чайник из серебра и черного дерева, хотя он никогда не производился серийно, отражает как влияние ее наставника Мохой-Надь, так и акцент Баухауса на промышленных формах. Он был разработан с особым вниманием к функциональности и простоте использования, от носика, не пропускающего капли, до термостойкой ручки из черного дерева.
Мастерская типографики, которая изначально не была приоритетом Баухауса, становилась все более важной при таких фигурах, как Мохой-Надь и графический дизайнер Герберт Байер. В Баухаусе типографика рассматривалась как эмпирическое средство коммуникации и художественное выражение, при этом превыше всего подчеркивалась визуальная ясность. В то же время типографика все больше ассоциировалась с фирменным стилем и рекламой. Рекламные материалы, подготовленные для Баухауса на семинаре, с использованием шрифтов без засечек и включением фотографии в качестве ключевого графического элемента, служили визуальными символами авангардного учреждения.
Гропиус ушел с поста директора Баухауса в 1928 году, его сменил архитектор Ханнес Мейер (1889–1954). Мейер сохранил упор на массовое производство и исключил части учебной программы, которые, по его мнению, носили чрезмерно формалистический характер. Кроме того, он подчеркивал социальную функцию архитектуры и дизайна, отдавая предпочтение заботе об общественном благе, а не личной роскоши. Реклама и фотография продолжали приобретать известность под его руководством.
Под давлением все более правого муниципального правительства Мейер ушел с поста директора Баухауса в 1930 году. Его заменил архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Мис еще раз изменил учебную программу, сделав больший упор на архитектуру. Лилли Райх (1885–1947), которая сотрудничала с Мисом в ряде его частных заказов, взяла на себя управление новым отделом дизайна интерьера. Другие отделы включали ткачество, фотографию, изобразительное искусство и строительство. Все более нестабильная политическая ситуация в Германии в сочетании с опасным финансовым положением Баухауса заставила Миса переместить школу в Берлин в 1930 году, где она работала в сокращенном масштабе. В конце концов, в 1933 году он закрыл Баухаус.
В бурные и зачастую опасные годы Второй мировой войны многие ключевые фигуры Баухауса эмигрировали в Соединенные Штаты, где их работа и их философия преподавания повлияли на поколения молодых архитекторов и дизайнеров. Брейер и Гропиус преподавали в Гарварде. Йозеф и Анни Альберс преподавали в колледже Блэк-Маунтин, а позже Йозеф преподавал в Йельском университете. Мохой-Надь основал Новый Баухаус в Чикаго в 1937 году. Мис ван дер Роэ спроектировал кампус и преподавал в Иллинойсском технологическом институте.
#баухаус #дизайн #школаискусств #длядизайнеров #развивайсяонлайн #развитие #назаметку #история