По сравнению с генетическими законами и задачами в теме наследственности для девятиклассников ничего сложного нет. Главное — подобрать подходящие примеры. И вот что касается примеров, есть у меня одна смешная и одновременно грустная история.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!
Давным-давно, еще на заре преподавательской деятельности, я придумала объяснять разницу между наследственной и ненаследственной изменчивостью при помощи такого вопроса:
Если бы Ихтиандр и Гуттиэре поженились, были бы у их детей жабры?
Ответ на этот вопрос претерпел интересную эволюцию.
Двадцать лет назад ученики уверенно отвечали: «Нет».
Пятнадцать лет назад стали спрашивать: «Кто такая Гуттиэре?»
Однажды задали не совсем приличный вопрос: «Кто такой Гуттиэре?»
Потом стали спрашивать: «Кто такой Ихтиандр?»
Казалось, пора было уняться. Понять, что Беляева больше никто не читает и даже не смотрит и потому вопрос непонятен.
Но я не унималась и однажды получила встречный вопрос: «А который Ихтиандр?»
Пришлось «погуглить» вопрос. Выяснилось, что нынче в мировом кинематографе присутствуют два Ихтиандра. Один — герой повести Александра Беляева в исполнении Владимира Коренева. А второй — герой фильма «Водный мир» в исполнении Кевина Костнера.
Посмотрев второй фильм, я пришла к выводу, что — годится!
В итоге нынешняя модификация вопроса звучит так: «Какова вероятность появления жабр у детей каждого из персонажей?» Здесь, кстати, внимательные ученики, которые в теме, обязательно уточнят, что в случае героя Костнера не все так однозначно. Что важно знать, рецессивна ли мутация и что там с предполагаемой мамочкой.
Заодно ученики обращают внимание на разницу в атмосфере современных фильмов: такой сказочный «Человек-амфибия» и такой мрачновато-безысходный «Водный мир».
Что касается модификационной изменчивости, то можно привести еще один пример, весьма доступный для понимания. Спрашиваю, кто играет на гитаре. У тех, кто играет, спрашиваю, есть ли на кончиках пальцев левой руки мозольки. Были ли они всегда или образовались как ответная реакция пальцев на раздавливание струнами. Какими рождаются дети гитаристов: сразу с мозольками или с мягкими пальцами?
Дальше всё всем понятно.
Поэтому на текущем уроке остается время и на мутации с их причинами, и на закон гомологических рядов Н.И.Вавилова. Хотя, на мой взгляд, без закона можно и обойтись. В одиннадцатом классе изучим.
А вы как объясняете разницу между модификационной и наследственной изменчивостью?