Найти тему
Бегущие под Небом

Зея: Город, Река, ГЭС

Оглавление

Мало кто из россиян вспомнит такой топоним, и тем более скажет, где находится какая-то Зея. А между тем Зея - это Река длиной более тысячи километров - главный приток Амура и, конечно, же Город на этой реке. А еще это одна из крупнейших российских ГЭС и одноименное водохранилище.

Зея где-то там!
Зея где-то там!
Волга впадает в Оку, потому что берега после слияния рек имеют такой же характер как у Оки.
Обь впадает в Иртыш потому что Иртыш значительниее длинне Оби.
Амур впадает в Зею поскольку у места слияния по глубине, ширине и водостоку Зея значительно крупнее чем Амур.

Подобные гидрологические споры иногда можно встретить в различной околонаучной литературе. Мы же остановимся на канонической версии и покажем, что сейчас представляет собой Город и его округа.

Город Зея появился около ста сорока лет назад, как база для золотоносных приисков в округе. В 1965 году здесь начанают строить Зейскую гидроэлектростанцию.

"Пионер, Овсянка, Зея" - именно такой текст нас встречает при повороте с трассы Амур в сторону Зеи. Этим летом мы проехали на Кей-Каре от Тихого океана до Атлантического. Делать крюк в двести километров нас заставила обстановка. Ближайшая свободная гостиница была именно здесь, а если ехать дальше по трассе, то гостиница была свободна лишь в Ерофее Павловиче, что в 400х километров. Сделать крюк, от запланированного маршрута, но увидеть одну из главнейших ГЭС России - истинное удовольствие для путешественников.

Стела у въезда в город: "Зейская ГЭС им. 60-летия ленинского комсомола"
Стела у въезда в город: "Зейская ГЭС им. 60-летия ленинского комсомола"

Хорошая асфальтовая дорога в сто километров от трассы Амур существует лишь наполовину. А в городе Зея хорошего асфальта нет вовсе. В Зее числится около 19 тысяч жителей. Большая часть города - деревенские и барачные дома советской постройки, есть район панельной застройки. Но сохранились и интересные образцы дореволюционного строительства.

В Зее есть неплохая гостиница "Пристань". Двухместный номер под названием "Одноместный семейный" со своим душем обошелся нам всего в полторы тысячи рублей. Таких цен за номер со своим душем на трассе от Владивостока до Петербурга мы более не встречали.

В гостинице поступили очень круто и на стенах развесили фотографии довоенных лет. Здесь можно увидеть, как выглядел город, что такое Увеселительная площадь, и как затапливало территории до постройки ГЭС.

Цены в магазинах оставляют желать лучшего. Весь Дальний Восток - это дорогие продукты. Но в Зее, из-за удаленности от всего мира цены становятся по-настоящему пугающими.

Зейская ГЭС

На сегодняшний день Зейская ГЭС считается 11-й по мощности в России. В отличие от Саяно-Шушенской и Чиркейской ГЭС, сюда не водят экскурсии. И даже не планируют этого делать. Подойти поближе к ГЭС так же нет законной возможности. Место, на котором в капиталистическом мире можно было бы хорошо зарабатывать на туристах у нас запрещено даже фотографировать вблизи.

Строительство Зейской ГЭС велось 15 лет. После перекрытия реки, город перестало затапливать весенним половодьем, которое до этого приносило много проблем. Но со временем и старый город сильно изменился.

Река и водохранилище

Из-за перемешивания вод температура воды в реке не поднимается более 8 градусов даже при постоянной июльской жаре выше 30 градусов. От низкой температуры ноги сводит сразу.

Река Зея ниже гидроэлектростанции. Несмотря на жару, в реку не войти. Ноги сводит.
Река Зея ниже гидроэлектростанции. Несмотря на жару, в реку не войти. Ноги сводит.

На нашем Хастлере мы преодолели перевал, отделяющий город Зея от Зейского водохранилища. Через перевал проходит бетонная дорога и можно увидеть краешек Зейского водохранилища. На разбитом тяжелой техникой берегу стоят лодки и машины местных рыбаков. Есть даже частный паром, чтобы доплыть с машиной до отдаленных золотодобывающих поселков.

Размеры искусственного озера впечатляют. Длина водохранилища более 220 километров. По объему воды оно занимает третье место в России, а в мире ему иногда ей дают десятое место.

Чтобы понимать масштабы ГЭС мы прикладываем три скрина карты:

Современность

К сожалению, городу от наличия рядом такой большой реки и такой мощной ГЭС лучше не становится. Старые довоенные дома разрушаются, советские панельки и бараки однотипны и не интересны. Пока официального доступа для сторонних посетителей на ГЭС нет, туристу делать в городе нечего.

В 2022 году местные новостные порталы с радостью сообщали, что "добровольные отряды" при гидроэлектростанции обустроили новое место с видом на город. Их "благоустройство" можно увидеть в этом ролике. В лесу поставили две скамейки, вытоптали лесную подстилку, насыпали щебня и на него поставили странную карусель с текстом о ГЭС.

Владивосток - Санкт-Петербург на кей-каре

Дальневосточный блок статей:

Трасса Уссури. Описание дороги от Владивостока до Хабаровска

Перелет от Петербурга до Владивостока с двухлетним ребенком

Аэропорт Кневичи - вокзал Владивостока на аэроэкспрессе. Первый день в городе.

Во Владивосток с ребенком. Безжалостный и фантастический город. .

Заброшенное радиопрозрачное укрытие или просто Шарик. Сопка Монастырская. Владивосток.

Албазин. Заброшенная дорога к забытой крепости.

Цены на продукты питания и бензин во Владивостоке.

После возвращения на трассу Амур мы сразу же завернули в поселок Тыгда. В самом поселке ничего интересного нет, но появилась честная возможность задать себе вопрос и ответить на него: "Мы где? В Тыгде!" И из Тыгды мы начали большое путешествие к забытой крепости Албазин. Об дороге к Албазину, о том как Хастлер, японский городской кей-кар проехал десятки километров по лесным тропам и брошенным мостам рекомендуем прочитать в нашей отдельной статье.