Мало кто из россиян вспомнит такой топоним, и тем более скажет, где находится какая-то Зея. А между тем Зея - это Река длиной более тысячи километров - главный приток Амура и, конечно, же Город на этой реке. А еще это одна из крупнейших российских ГЭС и одноименное водохранилище.
Волга впадает в Оку, потому что берега после слияния рек имеют такой же характер как у Оки.
Обь впадает в Иртыш потому что Иртыш значительниее длинне Оби.
Амур впадает в Зею поскольку у места слияния по глубине, ширине и водостоку Зея значительно крупнее чем Амур.
Подобные гидрологические споры иногда можно встретить в различной околонаучной литературе. Мы же остановимся на канонической версии и покажем, что сейчас представляет собой Город и его округа.
Город Зея появился около ста сорока лет назад, как база для золотоносных приисков в округе. В 1965 году здесь начанают строить Зейскую гидроэлектростанцию.
"Пионер, Овсянка, Зея" - именно такой текст нас встречает при повороте с трассы Амур в сторону Зеи. Этим летом мы проехали на Кей-Каре от Тихого океана до Атлантического. Делать крюк в двести километров нас заставила обстановка. Ближайшая свободная гостиница была именно здесь, а если ехать дальше по трассе, то гостиница была свободна лишь в Ерофее Павловиче, что в 400х километров. Сделать крюк, от запланированного маршрута, но увидеть одну из главнейших ГЭС России - истинное удовольствие для путешественников.
Хорошая асфальтовая дорога в сто километров от трассы Амур существует лишь наполовину. А в городе Зея хорошего асфальта нет вовсе. В Зее числится около 19 тысяч жителей. Большая часть города - деревенские и барачные дома советской постройки, есть район панельной застройки. Но сохранились и интересные образцы дореволюционного строительства.
В Зее есть неплохая гостиница "Пристань". Двухместный номер под названием "Одноместный семейный" со своим душем обошелся нам всего в полторы тысячи рублей. Таких цен за номер со своим душем на трассе от Владивостока до Петербурга мы более не встречали.
В гостинице поступили очень круто и на стенах развесили фотографии довоенных лет. Здесь можно увидеть, как выглядел город, что такое Увеселительная площадь, и как затапливало территории до постройки ГЭС.
Цены в магазинах оставляют желать лучшего. Весь Дальний Восток - это дорогие продукты. Но в Зее, из-за удаленности от всего мира цены становятся по-настоящему пугающими.
Зейская ГЭС
На сегодняшний день Зейская ГЭС считается 11-й по мощности в России. В отличие от Саяно-Шушенской и Чиркейской ГЭС, сюда не водят экскурсии. И даже не планируют этого делать. Подойти поближе к ГЭС так же нет законной возможности. Место, на котором в капиталистическом мире можно было бы хорошо зарабатывать на туристах у нас запрещено даже фотографировать вблизи.
Строительство Зейской ГЭС велось 15 лет. После перекрытия реки, город перестало затапливать весенним половодьем, которое до этого приносило много проблем. Но со временем и старый город сильно изменился.
Река и водохранилище
Из-за перемешивания вод температура воды в реке не поднимается более 8 градусов даже при постоянной июльской жаре выше 30 градусов. От низкой температуры ноги сводит сразу.
На нашем Хастлере мы преодолели перевал, отделяющий город Зея от Зейского водохранилища. Через перевал проходит бетонная дорога и можно увидеть краешек Зейского водохранилища. На разбитом тяжелой техникой берегу стоят лодки и машины местных рыбаков. Есть даже частный паром, чтобы доплыть с машиной до отдаленных золотодобывающих поселков.
Размеры искусственного озера впечатляют. Длина водохранилища более 220 километров. По объему воды оно занимает третье место в России, а в мире ему иногда ей дают десятое место.
Чтобы понимать масштабы ГЭС мы прикладываем три скрина карты:
Современность
К сожалению, городу от наличия рядом такой большой реки и такой мощной ГЭС лучше не становится. Старые довоенные дома разрушаются, советские панельки и бараки однотипны и не интересны. Пока официального доступа для сторонних посетителей на ГЭС нет, туристу делать в городе нечего.
В 2022 году местные новостные порталы с радостью сообщали, что "добровольные отряды" при гидроэлектростанции обустроили новое место с видом на город. Их "благоустройство" можно увидеть в этом ролике. В лесу поставили две скамейки, вытоптали лесную подстилку, насыпали щебня и на него поставили странную карусель с текстом о ГЭС.
Владивосток - Санкт-Петербург на кей-каре
Дальневосточный блок статей:
Трасса Уссури. Описание дороги от Владивостока до Хабаровска
Перелет от Петербурга до Владивостока с двухлетним ребенком
Аэропорт Кневичи - вокзал Владивостока на аэроэкспрессе. Первый день в городе.
Во Владивосток с ребенком. Безжалостный и фантастический город. .
Заброшенное радиопрозрачное укрытие или просто Шарик. Сопка Монастырская. Владивосток.
Албазин. Заброшенная дорога к забытой крепости.
Цены на продукты питания и бензин во Владивостоке.
После возвращения на трассу Амур мы сразу же завернули в поселок Тыгда. В самом поселке ничего интересного нет, но появилась честная возможность задать себе вопрос и ответить на него: "Мы где? В Тыгде!" И из Тыгды мы начали большое путешествие к забытой крепости Албазин. Об дороге к Албазину, о том как Хастлер, японский городской кей-кар проехал десятки километров по лесным тропам и брошенным мостам рекомендуем прочитать в нашей отдельной статье.