Найти в Дзене

Рождество в искусстве

Рождество, пожалуй, самый популярный религиозный сюжет в европейском искусстве. В преддверии этого праздника хочу вам показать одни из самых интересных работ, написанных на данную тему.

Слева: Гертген тот Синт-Янс. Рождество Христово. Справа: Жорж де Латур. Поклонение пастухов
Слева: Гертген тот Синт-Янс. Рождество Христово. Справа: Жорж де Латур. Поклонение пастухов

В Средние века появилось стремление к уединенной религиозной жизни и практически в каждом доме появились семейные алтари, в т.ч. с изображением Рождества.

В раннее Возрождение на полотнах на тему Рождества появляются и заказчики (донаторы), поклоняющиеся Младенцу вместе со святыми, волхвами и пастухами.

И если работы ренессансных мастеров – в основном, воплощение аскетизма и лаконичности, то художники эпохи барокко в аналогичном сюжете показывают контраст между роскошью окружающего мира и нищетой простого народа, к которому пришел Иисус.

Слева: Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. Справа: Эль Греко. Рождество (фрагмент)
Слева: Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. Справа: Эль Греко. Рождество (фрагмент)

Во второй половине XIX века религиозные сюжеты появляются в искусстве сравнительно редко. Художников того времени больше занимает окружающая их действительность.

К историческим сценам, изображениям мифов, легенд и образам из Писания обращались только академические художники, возрож­давшие классические идеалы, и прерафаэлиты, наоборот стремившиеся вер­нуться к довозрожденческой живописи.

Впрочем, о Рождестве в живописи не забывали даже импрессионисты.

Современные живописцы изредка поднимают сюжет на поверхность, но в целом они отошли от сакрального Рождества и все чаще предлагают бытовые рождественские сюжеты – народные гуляния, семейные посиделки возле елки, прогулки по лесу под светом звезды.

Слева: Эдвард Мунк. Рождество в борделе. Справа: Норман Роквелл. Санта Клаус
Слева: Эдвард Мунк. Рождество в борделе. Справа: Норман Роквелл. Санта Клаус

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!