Итак, мы продолжаем смотреть реализацию одного оружейного контракта СССР. Напоминаю, что цена вопроса: почти 1,5 тонны золота (именно таким был золотой эквивалент суммы сделки). За эту сумму СССР должен был получить возможность выпускать 6 видов артиллерийского вооружения.
Данный вопрос имеет две стороны: немецкую и советскую. По советской стороне, вопрос распадается на два: первый, насколько это все нужно было нашей стране, и вопрос второй: насколько добросовестно наши приняли немецкую работу.
Немцы должны были передать документацию и рабочие образцы, после чего оказать технические консультации по внедрению. Используя эти данные, советская сторона должна была внедрить выпуск у себя.
На форумах доминирует мнение, что по ряду пунктов немецкая сторона свои обязательства не выполнила. Наивный вопрос: а, если немецкая сторона не выполнила свои обязательства, за что ей деньги выплатили?
Давайте «пробежимся» по контрактным пунктам еще раз:
-37-мм противотанковую пушку. Поставлена документация, 12 образцов, немецкая сторона оказала содействие во внедрении в производство, появилась пушка под индексом 1К. Ее потом достаточно быстро сменила 45-мм пушка, но это отдельная история. (Пункт контракта почти выполнен, наши очень долго доводили это орудие, но вопрос не к немцам)
-20-мм зенитный автомат. Поставлена документация, 2 образца и запасная качающаяся часть. А, вот здесь все чуть "интереснее". Поставленный 20-мм зенитный автомат был ОЧЕНЬ «сырым», и, внедрить его в производство не смогли (об этом рассказывалось в предыдущей статье). Но, простите, а, где была наша приемка?
Взятка? Вполне может быть. Немцы еще с 18 века (и по сию пору) практикуют "рукосуйство". Не изжита сия практика и по сию пору. Это не восточный "бакшиш" (просто МЕЛКАЯ традиционная благодарность, без которой в некоторых странах ничего не делается). Практика "немецкой взятки" такова: даются ГРАНДИОЗНЫЕ обещания, но, потом, даются гроши (немцы достаточно прижимисты), а, потом начинается выкручивание рук (с помощью самого факта дачи взятки). Впрочем, политику "предупредительной вежливости" тоже никто не отменял. Могла ли быть взятка? Могла конечно. Но, фактов на руках нет, потому и гадать не будем.
В результате, у нас появились достаточно проблемные зенитные автоматы 2К, которые с большим трудом проходили нашу военную приемку(пересказывать данные из Энциклопедии отечественной артиллерии смысла нет). В конечном итоге, автоматы 2К были в 1937 году проданы Испании. Постоянно покупать ЗиП на них было накладно, а производство многих деталей у нас так и не освоили.
-75-мм зенитная пушка. Поставлена документация и 3 образца. В результате испытаний все три оказались… не совсем кондиционными. Полуавтоматика срабатывала лишь в 20-30% случаев. При стрельбе под углом в 83 градуса происходил удар коробки полуавтоматики о цилиндр уравновешивающего устройства, затворы клинило. В общем, проблемы были. Но, после внесения 44 изменений, орудие довели до ума (но, тоже не сразу), и у нас появилась подвижная 76,2-мм зенитка 3К
А, вот дальше все очень… неоднозначно. О 37-мм автомате мы расскажем в конце, а, пока посмотрим два последних пункта.
-152-мм мортира (или НМ). Немцы свой пункт контракта выполнили. Наши освоили производство на Мотовилихинском заводе, на базе НМ появилась наша мортира МЛ-21, а потом, 13 июля 1938 года 2-й отдел Артуправления РККА предложил отказаться от 152-мм мортир, и работы свернули. Ну, то есть вложили деньги, переориентировали производство, затратили кучу ресурсов, а, потом все просто... "свернули".
Та же картина и со 152-мм гаубицей. Да, мы получили 152-мм гаубицу и 152-мм мортиру, которые… потом, не использовали. Да, может, они были избыточно тяжелыми, они имели клиновой замок, требующий высокой точности изготовления, имели ствол моноблок. Но, если не нравится, зачем принимали? А, давайте подведем итоги?
Немцы поставили нам в соответствии с контрактом шесть позиций артиллерийского вооружения, и оказали содействие в их внедрении. С немецкой стороны контракт выполнен. С нашей стороны, все принято и оплачено. Какие претензии к немцам? С другой стороны, к началу войны, из шести образцов разработанного вооружения
Претензии нужно предъявлять к тем, кто заказывал и принимал это вооружение. Получается, что были заказаны 37-мм противотанковая пушка, которая была признана слабой, два зенитных автомата, которые оказались (у нас) тупиковой веткой развития. Мортира и гаубица, которые, по мнению наших специалистов оказались тяжелыми и сложными. Зенитную пушку все же довели до ума.
Наивный вопрос: а, на… (зачем) заказывали? Зачем тратили с таким трудом заработанную валюту? Зачем?!
Государственная система хозяйствования (являющаяся доминирующей при социализме) имеет достаточно много достоинств, она позволяет концентрировать достаточно много ресурсов для решения важных задач. Но, при этом она имеет серьезные недостатки и, достаточно уязвима. Если у рычагов управления стоит ид… (неквалифицированный специалист), все пойдет прахом.
Данный контракт является ярким примером про… (нерационального расходования) денежных средств в особо крупных размеров. И, вы думаете кто-то понес за это наказание? Ага, щаз! ( (С) Задорнов)
Разберем «классику» из того же контракта. 37-мм зенитный автомат. Это тоже тупиковая ветка. Те автоматы, которые потом появились у нас, это совсем другая артсистема.
Итак, еще раз: на временной шкале 1930-й год. На момент заключения контракта 37-мм зенитные автоматы у нас… уже были. В статье про крейсер «Коминтерн» я указал, что у него на вооружении были 37-мм зенитные автоматы, что вызвало бурное недоумение читателей.
Нет, это не ошибка. Обуховский завод производил зенитные автоматы. Более того, даже до революции на вооружении Черноморского и Балтийского флотов стояли 20 шт. 40-мм автоматических пушек Виккерса. В 1920-23 годах ОСЗ выпускал и 37-мм автоматы Максима и 40-мм автоматы Виккерса, вернее, перестволенную на калибр 37-мм версию этого автомата. Зачем перестволили? У нас были 37-мм снаряды, подходившие для использования в автоматах Максима, Маклена, пушке Гочкиса, а 40-мм англичан нужно было покупать. Что такое «автомат Максима»? Это английская QF 1 pounder. Она же увеличенная копия пулемета. Она же «пом-пом» фирмы Норденфельта-Максима.
Эти автоматы воевали уже во время англо-бурской войны (на стороне Трансвааля и Оранжевой республики). Потом эта немецкая фирма была поглощена Виккерсом, который продолжил выпуск этого орудия. Идея малокалиберного автоматического орудия отнюдь не новшество какое-то. До революции Российская Империя (например) покупала американские 37-мм автоматы Маклена (с приличной длиной ствола в 70 калибров). Но, остановились у нас на «пом-помах» Максима-Норденфельта-Виккерса, для которых даже сконструировали автоматический установщик дистанционных трубок (что немаловажно).
Казалось бы, неплохой автомат Виккерса, снаряды с 8 и 10-секундной дистанционной трубкой. В ленте 25 патронов (у Максима тоже лента на 25 патронов). Все, вроде бы, ОК.
Что не устраивало в этих автоматах? Во первых, они чаще всего, они имели водяное охлаждение. Для корабля приемлемо, для стационарной зенитки, тоже, для мобильной артсистемы… не очень. Далее: длина ствола 50 калибров. Показалось мало.
Казалось бы, нужно просто довести орудие до ума. И, в общем, почти довели. В 1926 году КБ Обуховского завода довело артсистему до приличного уровня. Получился 37-мм «Виккерс» с удлиненным стволом, приличной баллистикой, автоматическим установщиком дистанционных трубок, темпом стрельбы 250 выстрелов. Называлось это «37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1928 года» Не устраивало водяное охлаждение? Это тоже решаемо. Низкая точность? Так ведь причина не в пушке, проблемы связанны с поясками снарядов, с гильзами, но орудие здесь при чем? Для орудия создали колесный лафет, оно стало мобильным. В 1930-м году артсистема на испытаниях показала себя неплохо. Что еще надо?
Но, нет, это не наш мЭтод. Есть такая «добрая» традиция: ловить журавля в небе, упустив все, что было уже в руках. Производство автоматов на ОСЗ закрыли, все перенесли на завод №8 в Подлипки, где три года чебурахались пытаясь наладить производство, и… не смогли сдать НИ ОДНОГО автомата.
И, тут, на горизонте появился БЮТАСТ с его 37-мм автоматом. Все, мы все забросили, решили жить по-новому, выпускать передовые образцы вооружения на уровне мировых стандартов. (Что знакомые фразы? Тогда говорили примерно то же самое, но, другими словами). Все работы по этому орудию, так же как и по 25-мм пушке ИНЗ-2 (Ковровской разработки) свернули, и кинулись к новым горизонтам.
Ну, и что в результате? А, ничего хорошего. Немцы, в рамках контракта предали СССР документацию на 37-мм «золотурновскую» ST-10(она же 3,7-cm Flak18), ряд запчастей и… все. Дальше – сами. («Кошка бросила котят…», и далее по тексту). Завод №8 честно попытался довести «сырую» разработку. Из немецких запчастей собради 3 орудия, и… не смогли сдать ни одного. При плане на 1932-й год в 25 зенитных автоматов, довели 3 орудия из полуфабрикатов, но и они заедали. К доводке автоматов подключился завод №13 (Брянский мехзавод).
Более НИ ОДНОЙ 37-мм пушки сдать не смогли Так и остался автомат 4К в ТРЕХ экземплярах. Немцы же свой 3,7-см Flak 18 довели до серийного производства. Автоматическое орудие использовало принцип «короткого хода ствола» (как и 2-см автомат). Но, далеко не сразу. 3,7-см Flak36 отличалось не только станком и прицелом. В качающейся части было сделано 28 изменений. Следующая модификация появилась в 1937 году. А, потом за дело взялась фирма «Маузер», и в 1938 году все изменилось.
При внешней схожести пушек, Flak 38 внутри была совершенно новой. "Маузер" решил проблему заедания механизма подачи снарядов и повысил скорострельность орудия. При этом оставил без изменения станину и систему прицеливания. 38-я имела темп стрельбы в 420-480 выстрелов в минуту. Пушка выпускалась в огромных количествах (более 100 тысяч единиц) и имела спаренные и счетверенные модификации. Автомат имел магазин на 6 унитарных выстрелов и техническую скорострельность 160 выстрелов в минуту.
Но, при всех дифирамбах, которые поют этому автоматическому орудию, в 1943 году его сменил другой автомат 3,7-см Flak 43, который был (как пишут) «глубоко модернизированной версией». Да, настолько глубоко модернизированной, что по факту, это было уже немного другое орудие.
«Мораль сей басни такова…» Да, какая тут может был мораль? Фирма, вложив деньги в разработку, костьми ляжет, чтобы «отбить» свои вложения. И взятку даст, чтобы работу приняли, и опытный образец доведет (если взятку не берут)… Ну, если денег хватит. Дорого и долго разрабатывать новые образцы. А, у нас…
Ну не получилось и … ладно. Ну про…(тратили) деньги, и ладно, страна большая, богатая. Никто в этой истории не пострадал. Даже Д.Ф.Будяка в 1933-м не расстреляли, и директор завода №8 тоже дожил до 1944 года (в 1937-м его «дернули», но совсем за другое, потом выпустили). Это ж вам не три колоска с поля своровать. Грустно все это. За державу обидно. А, что же было в этом плане у других стран?