Найти в Дзене

Как нас искушает диавол?

Оглавление

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Гордыня и самомнение имеющиеся в нас, действуют зачастую таким образом, что не позволяют нам признаться в том, как и сколько раз мы были искушаемы. На самом деле, чем сильнее мы становимся, тем сильнее для нас духовная брань. Искушения различны, есть которые попускаются по воле Божьей, не просто так, а в наше назидание, А есть те, в которых мы искушаемся сами.

Не мы первые и не мы последние. Искушаемы были все и всегда. Да и Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений, например, при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности, было и искушение в пустыне, во время его сорокадневного поста, куда он удалился после крещения👇

Фотография автора. Здесь и далее росписи в храме Христа Спасителя
Фотография автора. Здесь и далее росписи в храме Христа Спасителя

Природа этой напасти такова, что испытывая искушение, мы испытываем свою волю. И нам дается возможность сделать свободный выбор или в сторону добра, или в сторону зла.

Как нам быть? Что предпринять? Понимать и помнить, что искушение - это ещё не грех. Нет такого греха - искушение, но есть грех, побеждающий нас. Архимандрит Клеопа говорил:

«…не всякий борющийся получает венец, нам нужно иметь великое трезвение и всегдашнюю заботу о бранях мысленных и бесах, нападающих на нас, искушая, с восьми сторон:
❗️сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри и извне.

Представьте только: искушение с восьми сторон, это особое испытание диавол приготовил для нас, потому что следуя за Спасителем, обязательно каждый будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. С восьми сторон нас будут проверять насколько мы близки или далеки от Бога, насколько близки к Правде.

«Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). 
Фотография автора
Фотография автора

Итак, предупреждены, значит вооружены! Будем готовы, с Божией помощью👇

Как происходит искушение сзади? Диавол не дремлет и приводит нам на память грехи, которые были совершены раньше, чтобы осквернить ими наш ум. Нам кажется, что все позади и мы уже покаялись. Возгордившись мы уверены, что справились. Так что может быть не так с тем, что уже прошло?

Диавол напоминает нам, как мы сквернословили, а может, и блудодействовали. Как, может быть воровали, пусть и перестали это делать. Он не успокоится и будет напоминать об этом. Горестно подобное для нас и вспоминая мы утверждаемся мысленным представлением того зла, которое мы совершали, когда проводили жизнь беспечно и не имели хранения ума.

❗️Какова в этом цель диавола? Напомнить об этом, но не просто так. Кто знает, а может, мы опять начнём заниматься этим? Вот такая изощренная попытка искусить человека.

❗️Что делать в этот момент? Понять, что диавол не хочет, чтобы человек забывал про содеянное, он хочет напоминать об этом, чтобы искушать. Не поддаваться, вот что главное.

Фотография автора
Фотография автора

Не всегда диавол заходит сзади, чаще искушение происходит спереди. Как это происходит?

В такие моменты мы беспокоимся своим умом о том, что, нам кажется, стрясётся с нами в будущем и думаем:

«Ой, я состарюсь; придёт болезнь; начнётся война; наступит голод; начнётся потот; тот-то следит за мной, он готовит мне зло; на меня нападут, меня ограбят..»

И вот уже идет вовсю искушение, мы начинаем волноваться умом своим из-за того, что, как мы полагаем, вскоре постигнет нас. А ведь это волнения попусту, никто не знает, что будет. Опять враг не дремлет и чтобы у нас не было мира в душе, наводит на ум всяческие помыслы.

Страшно? Да. Бывает такое, но на эти искушения у нас есть слово Спасителя:

«не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).
Фотография автора
Фотография автора

Самые боязливые говорят: не так страшно, что позади, как то, что впереди? Преподобный Варсонофий Оптинский дал по этому поводу нам хорошие наставления. Вот его успокаивающая мудрость, оставленная нам в помощь, в борьбе с искушениями👇

«Бо­ять­ся на­до толь­ко гре­хов. А бо­яз­ли­вых, ска­зано в Свя­щен­ном Пи­сании, не лю­бит Бог. Ник­то не дол­жен быть бо­яз­лив, трус­лив, а дол­жен воз­ла­гать на­деж­ду на Бо­га. По­чему Бог не лю­бит бо­яз­ли­вых, трус­ли­вых? По­тому что они близ­ки к уны­нию и от­ча­янию, а это – смер­тные гре­хи. Бо­яз­ли­вый и трус – на краю про­пас­ти».

Подкрепившись подобными наставлениями мудрых старцев, стоит посмотреть на искушения слева. Ведь каждый раз, когда мы, зная, что это грех, всё же даем обмануть себя и начнём совершать его умом, словом или делом, тогда мы и будем искушаться именно слева. Мы считаем себя всезнайками и говорим: мы знаем, что много есть грешно, но едим много. Мы знаем, что грешно пить, но пьем. Мы знаем, что грешно ненавидеть кого-либо, но ненавидим. Мы знаем, что грешно злословить, но злословловим. Мы все знаем! Так почему даем победить себя и совершать эти грехи? Так мы искушаемся слева очевидным злом.

Фотография автора
Фотография автора

Еще архимандрит Клеопа рассказал об искушениях справа и говорил он, что эти искушения бывают двух видов:

👉 когда мы верим в сны и видения и, веря в них, бываем прельщены бесами. Бесы принимают образ Христа, образ Пресвятой Богородицы, образ святых, мучеников, как говорит апостол Павел сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14). Если мы верим в эти наваждения и сны, то мы искушаемся справа.

👉 и когда мы совершаем доброе дело с плохой целью, а не во славу Божию, и не имеем смирения.

Какая может быть плохая цель? Личная корысть и извлечение выгоды для себя, прикрытое добрым начинанием.

-6

Искушение сверху, как и искушение справа, тоже есть двух видов:

👉 когда мы берёмся за подвиг, превышающий нашу физическую или интеллектуальную силу. «Не забывайте,- говорил архимандрит Клеопа, - все нужно совершать с рассудительностью, в меру сил каждого. Никому нельзя предпринимать подвиг выше своих сил».

Про что здесь идет речь? Сейчас пост и не все могут в равной мере поститься. Или, например, не все могут класть земные поклоны, или подавать милостыню. Каждый в свою меру и по силе своей совершает добродетель. Почему так? Потому что, когда ты берёшься за подвиг выше своих сил, диавол смеётся над тобой, радуясь своей победе, после посланного искушения.

Отдельно хочется сказать об искушении, когда мы исследуем Священные Писания превыше сил нашего разумения.

Святой апостол Павел говорит:

«Пока вы были младенцами, я питал вас словесным молоком Евангелия, потому что вы не были в состоянии есть твёрдую пищу» (см.: 1 Кор. 2).

А святой Григорий Нисский говорит:

«Не сокрушайте костей Писания, имея молочные зубы разумения!»?

О чем говорят святые? О том, что мы хотим иногда вникнуть в то, чего не понимаем, чего не читали у святых отцов и о чём нет толкования даже у величайших в мире богословов. Такая пытливость не возникает на пустом месте, она проистекает из гордости, и если человек не смирится, он доходит до безумия, хулы и ереси.

Священное Писание - это бездонный источник, ибо оно - премудрость Божия. Писание подобно морю, не имеющему дна. Если мы не умеем плавать, разве бросаемся в пучину? А если погибнем, то не море будет тому виной.

Фотография автора
Фотография автора

Продолжим дальше разбираться в искушениях и узнаём все об искушении снизу. Как выглядят происки диавола с этой стороны? Это когда мы не хотим делать доброе дело, которое нам под силу. Я мог бы поститься до вечера, но я - ленюсь. Я мог бы подавать больше милостыни, но я - жадничаю. Мог бы класть больше поклонов, но не делаю этого. Мог бы молиться больше, но не молюсь, предпочитая безделье.

И вот когда мы не поднимаемся в делании добродетелей по силам нашим до того уровня, до которого должны подняться, мы искушаемся снизу. Так диавол тянет нас вниз от той меры, той планки добродетели которую мы должны совершать.

-8

Теперь об искушении извне, что известно о нем? Думаете, что все так просто? Не совсем, извне искушения входят через пять наших чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Не зря святые пророки называют эти пять чувств окнами души. Через эти пять чувств человек впускает грехи в свою душу, если не имеет трезвения внимания и хранения ума. Но это не все.

Пять чувств - это пять наших естественных каналов, через которые диавол вливает в нашу душу всяческие страсти и зло. Бесы используют также ещё одно искушение, большее этих пяти чувств - это наше воображение. И оно наиболее опасно, потому что воображение более утонченное, чем наши пять чувств, но оно грубее ума. Воображение ведёт с душой брань во время искушения не только тем, что она видела, но и тем, что слышала, вкушала, обоняла и осязала. Оно пленяет пять чувств и задаёт брань душе. Архимандрит Клеопа говорил, что труднее хранить одно воображение, чем все пять чувств и даже сам ум.

-9

Потихонечку добрались мы с Вами и до восьмой стороны - искушение изнутри. Именно изнутри выходят все наши грехи. Они идут из сердца, как сказал Спаситель апостолам:

«не то, что входит в уста, оскверняет человека, - тогда речь шла об умовении рук, - но то, что выходит. Ибо исходящее из уст из сердца выходит. Из сердца исходят прелюбодеяния, убийства, гордость, оскорбления» (ср.: МФ. 15, 11, 18 - 19).

Архимандрит Клеопа описывал подобные искушения и говорил, что как будто «они поднимаясь из ада, выходят из нашего сердца, и поэтому каждый раз, когда это выходит из сердца, мы искушаемся искушением изнутри».

Фотография автора
Фотография автора

Святой Климент учил: «Поставь ум стражем у врат сердца твоего, чтобы он не принимал ни идущее извне, ни исходящее изнутри!» Останавливай исходящее изнутри молитвой «Господи Иисусе», останавливай приходящее извне размышлением о муках адовых, блаженстве рая, о молитве и иных добродетелях.

Не стоит забывать, что искушения не напрасны и мы подвергаемся им для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Чаще не по своей воле мы их ищем, хотя бывает и иначе. В этой борьбе обязательно нужно просить Господа о помощи: «не введи нас во искушение»!

В подготовке публикации использована книга «Поучения сердца моего» архимандрит Клеопа (Илие).

Спасибо Вам, мои дорогие подписчики и те, кто ещё не решил, нужно подписаться на канал или нет:) за то, что дочитали до конца❤️

❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️👇

-11