Найти в Дзене

ЗАПАСНЫЕ БАТАЛЬОНЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ СОЛДАТ

Запасные войска были введены в России при учреждении бессрочных отпусков (30 августа 1834 года) , однако полную организацию, штаты и отдельное управление они получили по Положению «О новом составе запасных войск» (25 января 1842 года) .

Поводом к учреждению этих войск послужили наполеоновские войны. А, если быть точнее, то их продолжительность (они велись с 1799 по 1815 годы) и масштабность (велись с разными государствами Европы). Как оказалось, длительность этих войн приводила к необычайной убыли в войсках, что в свою очередь, делало необходимым призыв к оружию огромных масс гражданского населения. Тем не менее, проблема восполнения рядов проверенных в боях, хорошо обученных солдат, простым лишь набором разношерстных толп крестьян и ремесленников, оказалась гораздо серьезнее. Только лишь вооружить этот простой народ «от сохи», в каких бы масштабах это не осуществлялось, не могло обеспечить пополнения войск, если не придать этим толпам правильную и систематическую организацию, если в мирное время не подготовить все средства к тому, чтобы в самый короткий срок можно было приучить к порядку и дисциплине достаточное число людей.

****

История знает немало примеров попыток решить этот вопрос: российские пограничные казаки, австрийская Военная Крайна (сербы-граничары), шведская поселенная система. Однако все эти учреждения по сути оказывались разновидностью местных (иррегулярных) войск, хотя и имеющих одну общую цель с запасными войсками. Чтобы применить ее к масштабам всего государства, нужно было распространить воинскую обязанность на всю общую массу народа, но без ущерба для его благосостояния, и, в то же время, заблаговременно подготовить и обучить тех, кто из гражданского сословия должен поступить в войска в случае войны.

Первой из стран эту трудную задачу решила Пруссия. Полный ее разгром в Войне четвертой коалиции (1806 – 1807 годы) привел к унизительному, прежде всего для немцев, Тильзитскому миру, заключенному в небольшом городке в Восточной Пруссии в июне 1807 года. Большая часть страны была оккупирована французскими войсками, а период оккупации был поставлен в зависимость от уплаты контрибуции, размер которой не был определен.

Поражение Пруссии, закрепленное Тильзитским миром, наглядно продемонстрировало ее кризисное состояние, но вместе с тем стало, как говорил В.И. Ленин, и «поворотом к величайшему национальному подъему» . Необходимо было обмануть французов, обойти запрет, но, в то же время, сохранить лицо и не дать врагу что-либо заподозрить. В результате гениальный бывший начальник штаба Главнокомандующего герцога Браушвейгского, генерал-майор Герхард фон Шарнхорст придумал свою знаменитую Krümpersystem («систему ускоренного военного обучения») с целью подготовить наибольшее количество солдат при ограниченной численности постоянной армии. В основу своих реформ он положил теорию, что «сила армии лежит, главным образом, в народе» и что «только просвещая народ, пробуждая национальный дух и патриотизм, можно скоро получить многочисленную и надежную армию» . Уже совсем скоро, поняв с кем имеет дело и какие последствия могут принести подобные реформы, Наполеон потребовал отставки Шарнхорста, но последний тайно остался во главе Военного министерства, организовал ландвер и основал Военную академию. План Шарнхорста был прост – несмотря на запретительный указ Наполеона создать средство, которое бы обеспечило каждому человеку доступ к оружию. Но в гениальной простоте была и своя «изюминка». В армии рекрутов стали увольнять после короткого, 6-месячного обучения, а вместо них призывать новых людей. К 1813 году Пруссия оказалась в состоянии выставить действующую армию в 250 тысяч солдат при населении всего в 4,5 миллиона, что составляет поразительные 6,25%!

31 декабря 1884 года в России было утверждено «Положение о запасных пехотных войсках» , в котором говорилось, что «… запасные пехотные войска имеют назначением подготовление людей для укомплектования прочих пехотных войск во время войны…» (ст. 1). В мирное время эти батальоны не содержались (ст. 3). Запасные батальоны имели постоянные квартиры, изменение дислокации которых допускалась «не иначе как по особым каждый раз Высочайшим повелениям, а в местностях, объявленных на военном положении – по распоряжениям Главнокомандующего» (ст. 36).

Контингент батальонов состоял из двух частей – постоянного и переменного составов. Постоянный состав в свою очередь делился на строевых и нестроевых нижних чинов. Первый комплектовался «всегда выбором лучших в строевом отношении людей из переменного состава, а при недостатке таковых – переводом из резервных и местных войск». Задача выбора в данном случае ложилась на «начальников тех частей, из которых назначено будет произвести набор» (ст. 26-3). Второй пополнялся «по распоряжению Начальников местных бригад, людьми менее способными к строевой службе, из переменного состава запасных батальонов и из подведомственным сим Начальникам резервных и местных частей» (ст. 26-4).

Нижние чины, которые были эвакуированы с театра военных действий за болезнью или ранениями, поступали в запасные батальоны. По выздоровлении же, «распоряжением Начальников местных бригад, в переменные составы запасных батальонов соответствующих частей войск, в которых они служили», и возвращались «обратно в те же части в составе маршевых команд, высылаемых в армию упомянутыми батальонами» (ст. 26-прим.). Курс обучения в запасных батальонах был установлен в 2 месяца: «… Новобранцы очередного призыва и ратники ополчения 1-го разряда, в случае поступления их в запасные батальоны, а также тех нижние чины, которые вовсе не состояли на действительной службе, или не получили за это время достаточного строевого образования, проходят курс образования в сокращенный 2-х месячный срок, согласно Положению о порядке обучения молодых солдат в пехоте…» (ст. 28).

Согласно Положению об обучении нижних чинов пехоты , изданном в 1901 году, «призванные на военную службу люди до зачисления их в части войск приказами оным именуются новобранцами; в период времени от зачисления в часть и до принятия присяги – молодыми солдатами; по принятии же присяги они именуются рядовыми и становятся в общий строй роты» (ст. 1). Время для обучения назначалось «со дня прибытия их в часть и до 1-го мая», после чего молодые солдаты принимали присягу (ст. 2). При этом, в первый лагерный сбор молодые солдаты проходили «сведения из устава о службе в лагерях и походах мирного времени, курс стрельбы из винтовок, глазомерное определение расстояний, полевую гимнастику, занятия по войсковому окопному делу и сведения из устава полевой службы». На случай военного времени устанавливался особый, шести-недельный срок обучения.

Общее руководство обучением возлагалось на командира роты (ст. 4). Учителями молодых солдат назначались «способнейшие из нижних чинов, безукоризненного поведения, преимущественно из окончивших курс учебной команды», «рядовые, ефрейтора и унтер-офицеры, не командующие взводами». Каждому из учителей полагалось иметь 6-10 молодых солдат (ст. 5). По прибытии в часть новобранцы распределялись поровну между ротами (ст. 9). Обучение молодых солдат грамоте было обязательно (ст. 15). Молодые солдаты, предназначенные при приеме на службу на нестроевые должности, должны быть обучены: по части строя: одиночному обучению без ружья и отданию воинской чести; по устным познаниям: всему помещенному в перечне знаний, обязательных для рядовых пехоты, за исключением отделов караульной и полевой службы, а также подготовке к стрельбе. Срок для обучения молодых солдат этой категории – 2 мес. (ст. 19).