Найти тему

Как сегодня наша Русская Православная Церковь официально относится ко Причастию? Часть 3.

Это третья часть статьи. Предыдущие части доступны по ссылкам:

11. "... миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением"

Помню обезумевшие глаза моей мамы, когда в первый год своего воцерковления, после самого изнурительного, но в тоже время самого легкого поста в моей жизни, на Пасху после службы я утром прибежал домой, напевая "Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха...!". Мама знала, каким я бываю в минуты радости, но видимо все предшествующие 20 лет моей жизни не знали такого восторга, что и удивило маму.

О, эта Пасхальная ночная служба! О, счастливы люди, которые понимают эти слова! Это время, которое нас уносит в грядущую бесконечно-вечную блаженнейшую жизнь в Боге и друг в друге, и в ночные часы Пасхальной службы мы испытываем по-истинне неземную, чистую, любвеобильную радость!

Источник: https://www.kakprosto.ru/amp/972576
Источник: https://www.kakprosto.ru/amp/972576

С годами, после воцерковления, каждая Пасха за Пасхой были конечно же разные. Когда счетчик стал отматывать уже далеко за двухзначные цифры отпетых Праздника Праздников, немного все становилось привычнее. Конечно радость сохранялась. Но количество лет и уже известные события и чувства после длительного ожидания постепенно праздник Пасхи делали блеклее. Уже больше думалось о пасхальных кулечах, яйцах, мясе, беззаботном состоянии, которое всегда дарует Господь на Пасхальную седмицу.

И казалось, что это - предел человеческой радости, которая возможна на земле при жизни.

И вот, в жизнь врывается ежевоскресное причастие, переворачивает заново всю душу и сердце, дает постигнуть счастье быть со Христом, неописуемую радость иметь сердце с воцарившимся в нем Христом!

Вместе с 9-м апостольским правилом, наступает время вкусить 66 правило 6-го вселенского собора.

Чудны дела Твой Господи! Ты, Господи, рукою Апостола Иоанна пишешь Апокалипсис и делаешь нам предупреждения про известную и пугающую цифру, и тут же 66 правилом 6-го Вселенского собора говоришь нам: "мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16:33)

Приводим это правило полностью:

"Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.

От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище.

(Ап. 9; Трул. 24; Антиох. 2; Карф. 61)"

Простыми словами: радость ночной службы Пасхальной службы - не есть радость на 2-4 часа, это время величайшей духовной радости, граничащей с восторгом должно длиться всю неделю. Каждый день, начиная с воскресенья Пасхи до воскресенья Анти-пасхи, православные христиане призываются ко причастию. Призываются правилом Вселенского Собора, которое несет на себе запечатленные соборно духовные правила жизни. Если мы любим читать и выполнять духовные правила отдельных старцев, святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Лестничника и многих других, то прежде них мы должны изучить и применить на жизнь все правила апостольские, Вселенских и поместных соборов, а также отцов Церкви.

И одно из этих правил, я пока не могу выполнить, это 66 правило 6 Вселенского Собора, но я имел счастие начать его выполнение. Причащение происходило 3 дня подряд: Воскресенье, Понедельник, Вторник На Пасхальной седмице.

Непередаваемая духовная радость первого года празднования Пасхи длилась не 3 часа ночной Пасхальной Службы, она длилась эти три дня, пока я причащался. Без поста, без исповеди, об этом подтвердил и наш батюшка в храме: кто постился Великий пост, допускается на Светлой седмице ко причастию каждый день без поста.

Поэтому это наисложнейшее правило, требующее причастия обязательно в каждый день на Пасхальной седмице введено, чтобы не наказать людей, чтобы не воспитать их, а чтобы люди не упустили Божественную радость, длящуюся непрерывно целых 7 дней. Это очень важно. Время наитруднейшего поста должно уравновешиваться временем пожинания плодов - духовной радости. Невозможно радоваться все 7 дней, не хватит никакого здоровья и психической энергии, если сердце не будет соединяться вновь и вновь каждый день со Христом! Даже солнце в эти дни "играет" на небе!

Так, разбираемый внимательно нами документ "Об участии верных в Евхаристии" четко обозначает возможность причащения без трудных правил не только во дни Пасхальной недели, а также во дни от Рождества до Богоявления. Хотя я не встречал такого правила у апостолов и Вселенских соборов про время от Рождества до Богоявления для причастия без поста, Наша Русская Православная Церковь это обозначает отдельно - можно причащаться во дни Святок без поста.

В апостольских правилах и в правилах Вселенских соборов нет указания на то, что можно причащаться без поста в эти дни, потому что логика этих правил вообще не связывает вместе пост и причащение. Исключением является только Евхаристический пост, который мы соблюдаем всегда перед причащением с полуночи до момента причащения.

И вот, что в рассматриваемом документе нам об этом говорит Наша Церковь:

12. "требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин".

Моя жена почти уже 18 лет постоянно беременна или кормит грудью. Это то, что Господь приготовил женщинам для спасения - быть проводником новой жизни, новых душ человеческих. И Церковь чтит свято этот подвиг, и позволяет во все время без каких-либо требований подходить ко причастию.

Кстати, немногим ранее я рискнул поделиться своим мнением на счет необходимости признания нашей церковью забвенного греха - греха всякого предохранения от беременности:

Но то, что наша церковь признает официально с 2015 года, что беременные и кормящие женщины могут быть освобождены от всех видов поста, это уже прогресс.

Вообще знакомясь с каноническими правилами нашей церкви, я обратил внимание, что правила более охраняют человека от того, чтобы он не не причащался, чем наоборот. Т.е. есть много правил, которые разрешают причащаться в сомнительных случаях, вместе со словом "должен". Даже в случае случайного нарушения Евхаристического поста. Вот почитаем одно из таких канонических правил Святейшего Тимофея Александрийского:


"
Вопрос 16. Если кто, постясь для приобщения Святых Тайн, измывая уста или находясь в бане, нехотя поглотил воду, должен ли таковой причаститься?

Ответ: Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от причащения, чаще будет делать то же." https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/177

Удивительно, не правда ли! Я лично был приятно шокирован этим и многими другими каноническими правилами. Не такая уж и строгая получается наша церковь! И многие пункты документа "Об участии верных в Евхаристии" это подтверждают.

13. "Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями ... Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин... Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу"

Здесь мы видим, что наша церковь дает робкое наставление нашим батюшкам: "особое пастырское внимание" к тем, кто еще пока не привык, и к детям и к больным. И далее как бы намекает: что каноны можно заменять и что нет прямой взаимосвязи: каноны - причастие. Как и ранее мы рассмотрели, что нет прямой взаимосвязи между постом и причастием. И есть достаточно оснований подходить ко причастию не выполняя в четкой последовательности и полном количестве все эти правила.

А слова " ...Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией..." - не есть ли слова, обращенные более не к нам, мирянам, а к нашим батюшкам, ведь в их руках находятся ниточки к выполнению, осуществлению, претворению на практике это простого, но вместе с тем обязательного и одного из главных правил духовной жизни: Литургия - есть служба, где обязательно причащаются верные.

...

продолжение следует