Найти тему
Жизнь как она есть

Максима Горького

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника. Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость, народные традиции и романтическое поэтизированное отношение к жизни и творчеству. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Горький жалел их, помня о своем не простом, а порой и трагическом детстве, он переписывался с детьми и их письма доставляли ему не просто радость, они питали его творчество, находя в глубинах его души самые потаенные нежные струны. Детские произведения Горького - это золотой фонд литературы для детей, что придает актуальность данному исследованию.

Актуальность работы заключается в том, что Он по-прежнему остается художником в высшем смысле этого слова. Среди писателей, которые объективно оказали значительное влияние на духовное развитие общества, одно из ведущих мест, без сомнения, принадлежит Алексею Максимовичу Горькому.Сложный, неоднозначный период перестройки наглядно доказал непреходящую актуальность горьковских мыслей о соотношении культуры, свободы и революционных перемен в обществе.

Степень изученности определяется в работах отечественных и зарубежных литературоведов, посвящённых проблеме изучения раннего творчества М. Горького, можно выделить несколько направлений его исследования: определение своеобразия художественного метода писателя (Б.В. Михайловский, В.К. Красунов, и др.)

Цель работы рассмотреть региональную культуру, творчество и биография Максима Горького.

Задачи работы:

- Рассмотреть детство и юность писателя;

- Определить особенности и многообразие его творчества;

- Рассмотреть творческий путь и произведения писателя;

- Проанализировать список интернет источников.

Объектом исследования являются публицистические произведения Максима Горького.

Предмет исследования - отражение Максима горького в его публицистике действительности.

Методами данного исследованияявляются: анализ литературы, изучение и обобщение, исторический метод.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 4 глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень изученности, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую значимость работы.

В первой главе рассматривается детство и юность писателя.

Во второй главе раскрывается творческий путь.

В третьей главе рассматривается личная жизнь писателя.

В четвертой главе рассматривается смерть и похороны писателя.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

-2

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ

Максим Горький родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье среднего достатка. Его отец Максим Савватиевич Пешков был управляющим астраханской конторой пароходства Ивана Колчина. Отец будущего писателя умер рано от холеры.

Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Максим Горький – это псевдоним.

В возрасте семи лет писатель остался сиротой жил с дедом и бабушкой Кашириными. Дед был жестким и грубым человеком. Он сначала трудился бурлаком, затем стал владельцем нижегородской красильни, но к старости разорился и жил бедно. Вместе с ним жили два его сына с семьями. Юный Алексей был там лишь обузой. Весной 1872 дед М.Горького разделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам же с женой и внуком Алешей (юным М. Горьким) переехал жить в другой дом.

Мать, Варвара Васильевна Каширина, не любила будущего писателя, так как считала, что он причина всех бед. Она полностью отстранилась от воспитания сына и вскоре снова вышла замуж. Варвара Васильевна долго не прожила и скончалась от чахотки. Единственным человеком, который хорошо относился к юному Горькому, была его бабушка Акулина Ивановна. Она любила стихи и фольклор. Акулина Ивановна привила Горькому любовь к народному творчеству.

К тому времени, как Алексею исполнилось одиннадцать красильня деда, пришла в упадок. Дед отправил внука "в люди". Максим Горький рано начал работать. В одиннадцать лет он уже успел побывать курьером при магазине, посудником на пароходе и учеником иконописца.

При этом он посещал Нижегородское слободское Кунавинское начальное училище. Которое он учился на отлично. Тяжелый труд и нищета способствовали целеустремленности будущего писателя. Он получил много наград и грамот за достижения в учебе. Однако, его высокая успеваемость не спасла от отчисления и училища по причине бедности.

В 1884 году он переезжает в Казань с целью получить улучшить свое образование. Горький хотел обучаться в Казанском Государственном Университете, но поступить не получилось из-за отсутствия аттестата. Денег на учебу у него не было. Ему не хватало даже на еду и крышу над головой. Жить приходилось в трущобах. Нищета, голод и отсутствие возможности учиться привело будущего писателя в состояние глубокого отчаянья.

В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.

1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Творческая биография Максима Горького началась в 1890-м году. Первая проба пера оказалась для него неудачной. Произведение, которое он принес своему знакомому, писателю Владимиру Короленко, тот не оценил и разгромно раскритиковал. Несмотря на неудачу, Горький и не думал останавливаться. Он продолжал развивать свои литературные таланты.

В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого путешествия с Алексеем случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Именно так появляется повесть «Макар Чудра», биографы часто считают именно это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом — Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта.

Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом.

В течение ближайших нескольких лет писатель успел поработать на возведении дорог в Абхазии, на нефтепромыслах Баку. Активная трудовая молодость дала немало пищи для размышлений. Горький много общался с рабочими, жил в стесненных условиях. Слова трудового народа, а также свои собственные впечатления он тщательно фиксировал.

В тот же период писатель Максим Горький пробует свои силы в поэзии. Из-под его пера выходят высокопарные стихотворения.
Трудолюбие вскоре было вознаграждено. Пользуясь наработками, Максим Горький написал первое серьезное произведение, драматический рассказ «Макар Чудра». В 1892 году он был напечатан. Именно в этот период писатель впервые использовал свой псевдоним. После успеха начался стремительный творческий рост.

Всего через год он напечатал еще несколько рассказов. А уже в 1894 из-под пера литератора вышла знаменитая «Старуха Изергиль». Парой месяцев позже Горький подготовил новое произведение, рассказ «Челкаш».
По совету Короленко, своего литературного наставника, он отнес его в «Русское богатство». Публикация заняла почти год. Горький времени даром не терял. Следуя рекомендации все того же Короленко он отправился в Самару, где какое-то время успешно работал журналистом.
Читателям очень понравился авторский стиль Горького. За совсем короткий срок писатель успел опубликовать около 500 материалов, что было немыслимой продуктивностью для того периода. Наконец, в июне 1895 года «Челкаш» был опубликован. Произведение получило широкую известность. Оно стало первым действительно успешным в карьере начинающего литератора.

Наконец, в июне 1895 года «Челкаш» был опубликован. Произведение получило широкую известность. Оно стало первым действительно успешным в карьере начинающего литератора.

Через 2 года Горький уже был достаточно авторитетным писателем. Его произведения печатались во множестве периодических изданий. Сам же литератор отличался колоссальной работоспособностью. За несколько лет работы на свет появились свыше десятка произведений, в том числе «Супруги Орловы», «Зазубрина», «Коновалов» и прочие.

В 1897 у Горького впервые начались серьезные проблемы с легкими. Предположительно, из-за огнестрельного ранения, которое тот получил, пытаясь свести с собой счеты. Вскоре у писателя развилась чахотка, с опасной болезнью он боролся всю оставшуюся жизнь.

Примерно с того же года начинается резкий творческий подъем. Первые сборники произведений, книги за авторством Горького легко распродавали. Благодаря успеху, писатель получил кредит доверия от издателей.

В 1898 году вышли первые два тома сочинений Максима Горького. Издатели рискнули и напечатали книги большим тиражом, но риск был оправдан — произведения были быстро распроданы. Слава Горького начинает стремительно разноситься по стране.

В 1899 году вышли еще несколько произведений литератора. Его работы были впервые переведены на иностранные языки. Для любого писателя это очень высокий уровень признания.

Через год Горький знакомится с мастером прозы Чеховым. В это же время Алексей, наконец, исполняет свою давнюю мечту — встречается с Толстым. Ведьтеперь Алексей — не просто амбициозный юноша, а признанный писатель.

В этот период времени автор нередко приобретал проблемы с законом из-за своей революционной деятельности, что никак не влияет на его растущую популярность. Горький впервые обращается к драме и, несомненно, имеет успех в этом сложном жанре.

В 1902 году Горького избирают в академики Императорской Академии наук, но этого статуса писатель лишается невероятно стремительно из-за своей антигосударственной деятельности. Этот случай становится весьма известным, что создает вокруг литератора ореол борца. Теперь многие известные деятели желают завести знакомство с талантливым творцом.

В 1902-1903 годах наступает пик популярности Горького. Он становится настоящим законодателем мод в литературе, основывает течение «социальный реализм», за каждым словом автора следит вся страна. Доходит даже до появления эпигонов, которые во всем пытаются копировать своего кумира. Таких деятелей иронично называли «подмаксимками». Но писатель не купается в лучах славы, он продолжает плодотворно работать. В этот период он закончил пьесу «На дне» и начал работу над повестью «Мать». В 1904-1905 годах свет увидели еще несколько пьес, это: «Варвары», «Дачники», «Дети солнца».

С 1902 по 1921 года Горький успешно занимается издательской деятельностью. Его издательство «Знание» открыло читателям многообещающих неизвестных писателей. Он обладал тонким вкусом и тщательно подбирал авторов, которых будет печатать. По сути, Пешков занимается просветительской деятельностью, он снова в авангарде, его издательство является самым популярным в России, но теперь он ведет за собой множество других авторов. Издательство большими тиражами печатает совместные альманахи и сборники, Горький и его коллеги невероятно быстро двигают вперед тяжеловесный литературный процесс.

1. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь Горького кипела и бурлила. Но было ещё кое-что, о чём официальные биографы предпочитали не распространяться вообще или упоминать лишь вскользь - любовные проблемы пролетарского писателя. А рассказать можно было многое - личная жизнь Максима Горького также была совсем нескучной.

Мария Захаровна и Ольга Юльевна. Первое чувство, как утверждают биографы писателя, к Максиму Горькому пришло в 21 год. На станции Крутая, что под Волгоградом, юноша познакомился с дочерью станционного смотрителя Марией Басаргиной. Горький даже пытался свататься, но строгий отец быстро пресёк все любовные порывы.

Марию Захаровну писатель вспоминал ещё долго и даже, будучи женатым, отправлял ей нежные письма.

Ольгу Юльевну Каменскую Горький встретил спустя четыре года. Новая возлюбленная была старше на девять лет, служила акушеркой и, оставив мужа, жила вместе с дочерью. Писатель посвятил Ольге Юльевне несколько произведений, но уже через год с ней расстался - дама сердца заснула во время чтения новой новеллы, чего писатель простить не смог.

Официальная жена. В 1996 году Максим Горький женился. Женой стала Екатерина Павловна Волжина (в замужестве Пешкова).

С Катей Горький познакомился в редакции «Самарской газеты», куда относил на печать свой очерк. Молодая девушка трудилась в газете секретарём и смотрела на Горького, который к тому времени стал довольно популярен, влюбленными глазами. Горькому польстило такое бесхитростное обожание поэтому, не утруждая себя долгими ухаживаниями, он сделал Екатерине предложение.

Пара обвенчалась, через год родился сын Максим, ещё через четыре года - дочь. Почти сразу после рождения второго ребёнка Горький познакомился с Марией Андреевой.

Гражданская жена. Мария Фёдоровна служила в МХТ (Московский Художественный Театр) и была весьма популярной актрисой. Встреча произошла в Севастополе.

Вскоре после знакомства Горький начал посещать светские рауты, устраиваемые актрисой и её мужем. Дружеские отношения быстро переросли в любовные.

Не в силах сопротивляться чувствам, и Горький, и Андреева оставили семьи, начав совместную жизнь. Официально писатель не развелся, поэтому смог предложить своей избраннице лишь гражданский брак, что, впрочем, её вполне устроило.

Надо отметить, что Мария Фёдоровна оказала на Максима Горького огромное влияние - именно она познакомила его с социал-демократами и Лениным. Встреча с оппозиционными лидерами произвела на писателя неизгладимое впечатление: он стал ярым поклонником партии рабочих и крестьян.

Андреева много помогала Горькому. Женщина и организовывала его быт, и занималась секретарской работой (печатала рукописи, решала вопрос с гонорарами, делала переводы), и даже, при необходимости, была медсестрой и седелкой. Театр пришлось оставить.

Пара много путешествовала, подолгу жила в США и Италии, занимаясь при этом не только личными, но и партийными делами. Не везде Горького и Андрееву принимали благосклонно, а в США и вовсе произошел неприятный инцидент. Местное пуританское общество, узнав, что дама, которую писатель везде представлял своей женой, таковой вовсе не является, устроило настоящую травлю.

Переворот 1917 года расколол не только страну, но и крепкую пару: Горький не поддерживал террор и убийства, а его гражданская жена считала, что цель оправдывает средства. К тому же по соседству поселилась Мура, которая и стала последней любовью писателя.

-3

1. СМЕРТЬ И ПОХОРОНЫ ПИСАТЕЛЯ

После возвращения в СССР в 1932 Горькому было запрещено выезжать за границу – «взамен» государство выделило ему дачу в Крыму. Более того, в Москве ему был выделен особняк Рябушинского в качестве резиденции для проживания – в котором, однако, он находился, с точки зрения многих, в положении почти что пленника: к нему была приставлена большая охрана, которая значительно ограничивала его контакты с внешним миром ради защиты «безопасности» передового пролетарского писателя. Как считается, в конце мая 1936 Горький вернулся из Крыма в Москву, вскоре заболел гриппом, и к 8 июня чувствовал себя настолько плохо, что врачи – а их его окружало в отдельные дни до семнадцати человек – были уверены, что Горький не выживет. В это время Горького навестило множество первых лиц государства – включая И. В. Сталина, который приезжал целых три раза – 8 июня, 10 и 12. Что примечательно – и в этом сходятся все источники – Сталин говорил с Горьким о странных для сложившейся ситуации вещах: о судьбах французского крестьянства, о литературе – при этом никто так и не знал, по какой именно причине вождю потребовалось трижды общаться с умирающим тет-а-тет.

В последующие дни вся его расширенная семья прощалась с писателем. 18 июня около 11 часов утра Горький скончался; как считается, его последними словами были «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!» – они были обращены к медсестре О. Д. Чертковой. Вскрытие провели прямо на месте, оно показало обширные повреждения легких, вполне соотносимые с прижизненным диагнозом. Мозг Горького был извлечен и отправлен в Институт Мозга, созданный в 1920-х специально для исследования мозгов выдающихся советских деятелей.

Гроб с телом Горького был выставлен для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов на углу Охотного Ряда и Большой Дмитровки. Позади гроба высилась настоящая гора из цветов. О смерти творца написали все основные газеты Советского Союза, а потому множество людей пришло попрощаться с Горьким.

По прибытии на Красную Площадь начался траурный митинг, в ходе которого первые лица государства – включая Сталина – выступали с трибуны ленинского мавзолея, повествуя о заслугах великого писателя. На архивных кинозаписях видно, что вся площадь была заполнена людьми – при этом очевидно, что погода стояла довольно жаркая, что не помешало тысячам людей провести много часов на траурном мероприятии. Наконец, когда все речи были произнесены, Сталин, Толстой, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и другие вновь взялись за носилки и донесли их до ниши в Кремлевской стене, где и была захоронена урна – там она покоится по сей день. К Кремлевской стене были возложены колоссальных размеров цветочные венки.

Любому жителю нашей страны известно, что как много топонимов было переименовано в честь Горького, как много предприятий и учебных заведений было названо его именем, однако что с годами подзабылось, так это скандалы и интриги, связанные со смертью писателя. Непосредственно сразу после смерти поползли слухи, что Горький был убит – молва возлагала ответственность на Сталина, которому Горький незадолго до того отказал в написании биографии: тогда как раз пришла пора Большого Террора, и потому многие советские граждане верили, что вождь просто не мог простить писателю отказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающая идея горьковской деятельности - человек создается сопротивлением среде - приобретает у писателя новое содержание. Но эта идея возникала и формировалась на почве общих устремлений мирового искусства рубежа веков к преодолению позитивистской концепции человека и среды.

Уже в самых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского творчества - пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку, идея активной личности.

Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда только лишь поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нем как равноправные силы. Сам себя он называл «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе - это проза.

Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал, вносил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом жизнеутверждающим, социалистическим.

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».

-4

В начале писательской деятельности Горький писал немало стихов. Они интересны в биографическом плане - как отражение духовной жизни писателя в те годы, но художественно многие из них явно несовершенны: в них много прозаизмов, книжных выражений, натянутых сравнений, избитых эпитетов. Однако наряду со слабыми стихами у Горького есть и талантливые стихотворные произведения - «Девушка и Смерть», «Легенда о Марко». Мастерски сочинял он стихи для своих литературных героев (таких стихов насчитывается больше 100). Нельзя также не упомянуть, говоря о Горьком-поэте, написанных ритмической прозой «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике», поэмы «Человек». Это шедевры не только русской, но и мировой поэзии. К своим поэтическим опытам Горький относился сурово, считал свои стихи «дубоватыми», но все же сочинял стихи вплоть до последних лет жизни.

Как поэт Горький не столь значителен, однако своими вдохновенными революционными стихами Песня о Буревестнике и Песня о Соколе он заслужил репутацию «Певца российской революции».

В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности. В печати новый взгляд Горький сформулировал так: «Не следует ли поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном её тоном».