Когда в окрестностях мало постоянных водоемов, а всевозможных лягушенций, напротив, слишком много и все они норовят занять себе водоместечко — какое счастье иметь свой собственный домик с жидкостью вдали от всей той земноводной суеты! Веслоногая лягушка нового вида Philautus nepenthophilus весьма довольна своим выбором — она живет в ловчем кувшинчике хищного растения Nepenthes mollis, туда же откладывает свои необычайно крупные яйца, из которых вылупляются уже готовенькие лягушата.
Происходит все это в тропическом дождевом лесу национального парка Пулонг-Тау, на высоте более 2000 метров над уровнем моря — невдалеке от вершины горы Гунунг-Муруд на северо-востоке штата Саравак (Малайзия), что на острове Борнео (так малайзийцы называют Калимантан). Лягушка является эндемиком данной местности, больше нигде ученым этот вид не встретился. Насчет видовой принадлежности растения могут быть вопросы (в регионе произрастают разные похожие виды непентесов, эндемичные для своих гор), но давайте пока поверим авторам, что это N. mollis.
Как бы там ни было, непентес есть непентес: его лист, видоизмененный в кувшинчик, выделяет внутрь себя вязкую жидкость с пищеварительными ферментами — смерть для насекомых, прельщенных нектарниками на ободке ловушки и случайно упавших внутрь. Однако лягушки P. nepenthophilus и их яйца с головастиками, похоже, не ощущают дискомфорта от пребывания в ней (возможно, дело в том, что жидкость разбавлена дождем). Развитие головастиков полностью протекает в непентесе, да и взрослые веслоноги проводят уйму времени с любимым растением — укрываются в кувшине от опасности, сидят на нем и квакают, призывая самок.
Это типичный мутуализм — взимовыгодный симбиоз, в котором лягушка получает чудо-домик, а непентес — дефицитный азот из лягушкиных какашечек (кваквашечек?) 💩 и остатков богатой желтком икры. Другие непентесы на Борнео состоят в подобных симбиозах со зверушками: воронокухие гладконосы Kerivoula hardwickii спят и какают, вися над жидкостью кувшинчика, а тупайи Tupaia montana просто какают, сидя на нем как на унитазике. Летучим мышкам — ночлег без мошкары, тупайкам — сладкий бубалех, ну а непентесам — какашечный азот.
Веслоног Philautus nepenthophilus — не первая известная науке амфибия, вступившая в симбиоз с непентесами. Там же, на Борнео, внутри кувшинчиков встречали икру других веслоногов того же рода. А еще там обитает узкоротая квакша Microhyla nepenthicola, самая крошечная лягушечка во всей Азии (длиною в сантиметр), и она тоже размножается в непентесах, причем ее головастики не сидят внутри яиц, а вылупляются и плавают прямо в жидкости. Однако, повзрослев, все эти лягушеньки покидают свой растительный роддом и возвращаются туда лишь для размножения. А вот наш герой непентофилус — истинный непентофил, он со своим любимым непентесом не расстается всю жизнь. Дом, хищный дом. 🤗