В японских фирмах собеседования делятся на этапы, в результате которых интервьюер проверяет различные качества соискателей. Этапы могут быть индивидуальными или групповыми, когда сразу несколько человек собеседуют в одной комнате на конкурсной основе.
Первый этап.
Отдел кадров проверяет основы деловых манер и этикета, упор делает на первое впечатление. То есть, если человек не соответствует минимальным деловым требованиям для компании - его выставляют.
В языковых школах не зря учат деловому этикету, потому что даже приветствие является показательным для рекрутеров. Поворот спиной к рекрутерам при выходе из комнаты - табу. Садиться без приглашения к действию - нонсенс. Неопрятный костюм или вовсе повседневная одежда - билет на вылет.
Основные причины на этом этапе:
- незнание делового этикета, отсутствие коммуникативных навыков - плохое общее впечатление;
- непоследовательность в ответах, уклонение о разъяснении причин увольнения или перевода в другую компанию;
- осознанное игнорирование вопроса;
- отсутствует понимание о компании и будущих обязанностях;
Второй этап.
Рекрутеры из отдела кадров отходят на второй план, появляются специалисты, которые проверят навыки и опыт для данной вакансии. Если опыта нет, проверяют насколько человек замотивирован развиваться и учиться. Японцы редко увольняют, поэтому к подбору персонала подходят ответственно.
Причинами для отказа могут послужить:
- отсутствие опыта и желание показать себя в работе;
- незнание своих сильных сторон;
- пассивное отношение к работе;
- отрицательная причина смены работы;
Тут я немного поясню. Японцам нельзя сказать, что была слишком низкая зарплата или много сверхурочных, или плохие отношения с руководством. Это все покажет именно соискателя плохим сотрудником. Человеком, который не умеет вливаться в коллектив. Недовольным человеком, который не нужен в компании.
Заключительный этап.
На финальном собеседовании руководитель, бизнес-менеджер или, в зависимости от размера компании, президент будет отвечать за собеседование. В то время как первое и второе интервью сосредоточены на «прошлом» и «настоящем», финальное интервью представляет собой несколько абстрактных вопросов о будущем. Таких, как «видение себя после прихода в компанию» и «какой вклад вы можете привнести в развитие компании».
Если карьерное видение соискателя соответствует направлению компании, то это станет плюсом.
Причинами для отказа могут послужить:
- отсутствие глубокого понимания компании; нет знаний о пресс-релизах, планов развития, управления внутри фирмы;
- невозможность внятно объяснить, почему выбрали данную компанию среди других на рынке труда;
- отсутствие на собеседовании или внезапные желания изменить дату проведения по личным причинам;
В заключение я добавлю:
большинство из причин для отказа я считаю бредом сумасшедшего параноика, но японцам это важно.