Сегодня разберём ситуации, когда недостаточно общих представлений об артиклях, и поговорим о том, что называется фразой «это нужно просто запомнить».
Базовая информация об артиклях
В английском два артикля — a/an и the. A/an — неопределённый артикль, the — определённый. Первый используется, когда о чём-то говорят впервые, когда говорят о любом объекте, относящемуся к какому-то классу, или когда существительное используется в обобщающем значении (имеют в виду любой предмет из названного класса), а второй — когда речь о чём-то конкретном.
I have got a pen. The pen is red. — У меня есть ручка. Ручка красная.
Сначала говорим о ручке впервые, определяя класс предмета, которым владеем — артикль a, а затем речь уже о конкретной упомянутой ручке — артикль the.
A tiger is an animal. — Тигр — это животное.
Любой тигр относится к классу животных.
The book you gave me is very interesting. — Книга, которую ты мне дал, очень интересная.
Речь о конкретной книге, которую собеседник дал говорящему.
Есть ещё и третий вариант — так называемый нулевой артикль. То есть отсутствие артикля. В этой ситуации мы тоже имеем дело с неопределённостью, как и в случае с a/an.
Books are useful. — Книги полезны.
Не какие-то конкретные, а книги вообще.
A/an используется только с исчисляемыми существительными единственного числа, нулевой артикль — со множественным числом и с неисчисляемыми существительными, а the — со всеми перечисленными.
С именами собственными артикль чаще всего не нужен.
Артикль a/an
Есть 5 случаев употребления этого артикля, которые не подходят под описанную выше базу.
- Количественная характеристика.
A/an происходит от слова one и указывает на то, что предмет один. Мы можем его использовать, когда речь идёт о чём-то одном, но не подчёркивать это словом one.
He’ll send you a letter in a week. — Он отправит тебе письмо через неделю.
То есть письмо должно быть отправлено именно через одну неделю.
2. Восклицания со словами what («какой, что за»), quite («вполне, совсем»), such («такой») и перед словом rather («довольно»).
Мы хотим эмоционально высказаться о чём-то, что выражено исчисляемым существительным в единственном числе.
What a lovely day today! — Какой сегодня замечательный день!
Such a nice dress! — Такое милое платье!
A rather calm place! — Довольно спокойное место!
3. Значения «некий», «какой-то», «некто» с именами и фамилиями.
Мы не знаем, что это за человек, и хотим это обозначить.
A Brown called you when you were in the bathroom. — Какой-то Браун звонил тебе, когда ты был в ванной.
4. Устойчивые словосочетания.
a few — несколько
a great deal of — очень много
a little — немного
as a rule — как правило
as a result — в результате
to be in a hurry — спешить
to be at a loss — растеряться
to go for a walk — пойти на прогулку
to have a good day — хорошо провести день
to have a good time — хорошо провести время
it is a pity — жаль
on a large/small scale — в большом/малом масштабе
to take a seat — сесть
to tell a lie — солгать
Артикль the
Есть 11 ситуаций, в которых нужно запомнить, что следует использовать the.
1. Превосходная степень прилагательных.
Мы говорим, что что-то самое-самое какое-то.
It’s the best way to do it. — Это лучший способ сделать это.
Everest is the highest mountain in the world. — Эверест — самая высокая гора в мире.
2. Порядковые числительные.
Мы называем порядковый номер чего-то. Например, в датах — номер дня в месяце. Или в названии десятилетия.
on the 1st of December — первого декабря
the 90s — 90-е
3. Наименование всей семьи.
Мы хотим высказаться о всех членах семьи, а не ком-то отдельно.
We're expecting the Browns for dinner. — Мы ждём Браунов к ужину.
То есть на ужин должно пожаловать семейство Браунов.
4. Со словами school, college, university, prison, class, bed, church.
Мы имеем в виду здание или организацию.
Susan's mother will come to the school today. — Мать Сьюзан придет сегодня в школу.
То есть она посетит учебную организацию (а вместе с тем и здание).
Но артикль не нужен, если речь о процессе. То есть говорим о получении услуг, включенности в деятельность.
Susan is at school. — Сьюзан в школе.
То есть она там учится.
5. Единственные в своём роде предметы.
Мы говорим о чём-то таком, чего второго быть не может.
the Sun — Солнце
the Moon — луна
the sky — небо
Кстати, the Earth тоже сюда относится, хотя с названиями других планет артикли не нужны, потому что это имена собственные.
6. Музыкальные инструменты.
He plays the piano. — Он играет на пианино.
Не на каком-то конкретном, а вообще умеет играть.
7. Части света
the North — север
the East — восток
the South — юг
the West — запад
8. Названия океанов, морей, рек, пустынь и горных цепей.
Снова, являющиеся исключениями из правила: вопреки тому, что это имена собственные, здесь нужен артикль.
the Atlantic Ocean — Атлантический океан
the North Sea — Северное море
the Thames — Темза
the Sahara — Сахара
the Alps — Альпы
При этом с названиями отдельных гор, а не горных цепей артикль не нужен — Everest.
9. Названия стран со словами State, Republic, Union, Kingdom.
the United States of America — Соединенные штаты Америки
the United Kingdom of Great Britain — Соединённое королевство Великобритании
the Russian Federation — Российская Федерация
С названиями без перечисленных слов всё по правилу: в именах собственных артикли не нужны.
Исключения: the Netherlands — Нидерланды и the Hague (город Гаага)
10. Названия газет и журналов, всемирно известных зданий и многих организаций.
Последнее исключение из правила об именах собственных.
The Times
The Washington Post
The BBC
The Red Cross
The Empire state Building
The Taj Mahal
11. Устойчивые словосочетания.
the day after tomorrow — послезавтра
the day before yesterday — позавчера
in the morning (evening, afternoon) — утром (вечером, днем)
on the whole — в целом
out of the question — невозможно / не подлежит обсуждению
to go to the theatre (cinema) — ходить в театр (кино)
to tell the truth — говорить правду
Нулевой артикль
Кроме имен собственных, неисчисляемых существительных и множественного числа есть ещё 6 ситуаций, когда артикль не нужен.
1. С притяжательными местоимениями.
Если используем my, your, his, her, our, their, то артикль не нужен.
This is my home. — Это мой дом.
I know your address. — Я знаю твой адрес.
His sister is a teacher. — Его сестра — учитель.
2. Названия месяцев, дней недели и времени суток
in July — в июле
on Tuesday — во вторник
since morning — с утра
Но если мы говорим о конкретном временном промежутке и есть определение, то используем определённый артикль the.
The July of 2001 was really hot. — Июль 2001 года был действительно жарким.
Если есть описательное определение, то успотребляем a/an. Кроме слов late и early — с ними артикль не нужен.
It was a rainy autumn. — Это была дождливая осень.
С частями суток после предлогов in, during, through ставится артикль the.
During the night we heard our neighbour’s dog barking. — Ночью мы слышали, как лает соседская собака.
3. Названия приёмов пищи.
Говорим о процессе принятия пищи.
to have breakfast/dinner/lunch — завтракать/ужинать/обедать
Но если есть описательное определение, то используем a, а если уточняем конкретный приём пищи или имеем в виду сами блюда — the.
He made a great lunch for me. — Он приготовил для меня замечательный ланч.
The breakfast you made was delicious. — Завтрак, который ты приготовил, был великолепен.
The dinner was awful. — Обед был ужасен. (То есть не понравилось ни одно из блюд.)
4. Обращения.
Используем как обращение род деятельности, название члена семьи и т. п.
Goodbye, teacher! — До свидания, учитель!
Dad, look! — Папа, смотри!
5. Симптомы болезни.
Такие названия болезней, как toothache, earache, stomach ache и backache, используются без артикля, когда мы говорим об этих болезнях в общем.
6. Устойчивые сочетания.
at first — сначала
at home — дома
at sea — на море
at table — за столом (во время приема пищи)
by bus/train/car/plane/sea — автобусом/на поезде/на машине/самолетом/на корабле
by heart — наизусть
by chance — случайно
by name — по имени
by means of — посредством чего-либо
in/on time — вовремя
in fact — в действительности/на самом деле
on sale — в продаже
to go to bed — ложиться спать
to tell lies — говорить неправду/лгать
Научиться применять артикли в разговорной речи помогут занятия с преподавателем на Puzzle English. Вы можете записаться на бесплатный вводный урок по этой ссылке.
На уроке вам расскажут про платформу Puzzle English, о том, как проходит изучение языка. И, конечно, вы сможете пообщаться на английском. Да-да, уже на вводном занятии вы сможете поговорить на английском.
Записаться на бесплатный вводный урок