Конечно, татаро-монголы терпели поражения от русского оружия в ряде мелких и незначительных битв. Конечно, удавалось одержать победу на каких-то второстепенных направлениях. Например, до сих пор не понятно, почему монголы не захватили Великий Новгород во время своего масштабного вторжения. Но битва на реке Воже стала первой победой, которую удалось одержать не за счёт численного перевеса или удачного стечения обстоятельств. Эта битва стала первой битвой, которую русские одержали, сражаясь против превосходящих сил противника. А одержана она была благодаря грамотной тактике и качественному превосходству московской дружины над силами ордынцев. Это была первая значимая победа русских над татарами и первый значимый шаг в освобождении от столетнего ига.
Как это было
С середины 14 века Золотая Орда переживала тяжелые времена: междоусобные войны, восстания, экономическое истощение. Темник Мамай, не являвшийся чингизидом, попытался захватить власть в государстве, при этом первое время он активно сотрудничал с русскими княжествами в надежде на то, что они помогут ему стать верховным правителем Орды. До поры до времени этот союз был взаимовыгодным, но после отношения резко обострились, из-за чего обе стороны стали периодически совершать набеги на территории бывшего союзника. Поход русских князей на Булгарский улус и триумфальная победа русского оружия, привела к тому, что Мамай приказал Арабшаху разгромить русских. Располагая незначительными силами, татарский военачальник сумел нанести разгромное поражение превосходящим его по численности русским дружинам на реке Пьяне, прибегнув к хитрому тактическому манёвру.
Тяжелое поражение заставило Мамая считать, что русские княжества не обладают достаточными силами для того, чтобы нанести ему полноценное поражение, поэтому после того, как Арабшах разграбил южные пограничные земли, было принято решение вторгнуться в самое сердце русских княжеств и разгромить московские дружины. Сам Мамай считал, что эта задача легко разрешима, поэтому во главе войск встал не сам, а поставил именитого мурзу Бегичку.
Силы и планы сторон
О битве на Воже известно мало. Общий ход битвы описывается в «В повести о битве на реке Воже», но там ничего не сообщается о численности задействованных в сражении войск. Для её оценки необходимо обратиться к демографическому потенциалу территорий, вовлечённых в конфликт, а также потерь, которые были понесены в предыдущих конфликтах. Перво-наперво, поражение на реке Пьяне обескровило войска Московского княжества. В то же время, татары тогда задействовали против русских незначительную часть сил, при этом вылазка Арабшаха не преследовала никакого стратегического замысла и была направлена в первую очередь на разведку боем. Сражение же на Воже предполагалось, как полноценное вторжение и покорение смутьянов. Следовательно, перевес сил был в пользу татар. Но нельзя согласиться и с тем, что татары выставили несколько десятков тысяч воинов. Мамаева Орда переживала не лучшие времена, её демографические и экономические ресурсы были сильно ограничены, поэтому она вряд ли могла выставить против русских княжеств такие значительные силы. К тому же, войска возглавлял не Мамай, а его ставленник, значит это были не отборные воины, а не самые сильные отряды. Таким образом, можно предположить, что силы татар составляли от 10 до 15 тысяч человек. В то же время русские могли выставить против них в лучшем случае 8 тысяч человек, поскольку разгром на реке Пьяне состоялся всего год назад и восполнить силы так быстро Московское княжеством не могло. Но при этом, поскольку речь шла о сражении в непосредственной близости от Москвы, они должны были собрать достаточные для достойного отпора силы. Поэтому несмотря на то, что русские дружины уступали татарам в численности, они совершенно точно были хорошо экипированы и дисциплинированы, были в состоянии дать им достойный отпор.
В 1378 году мурза Бегичка выдвинулся на территорию Московского княжества. Мамай, вероятно, был уверен в грядущей победе, но сам Бегичка действовал не слишком уверенно. Получив информацию о перемещении русских войск, он даже не попытался навязать им свои условия битвы, а довольно прямолинейно двинулся навстречу русским дружинам, рассчитывая вброд пересечь реку Вожу и начать разграбление территорий Московского княжества. Воеводы Дмитрия Ивановича (будущего Дмитрия Донского) сумели разгадать планы мурзы. Следует отметить, что в отличие от битвы на Пьяне, здесь очень грамотно сработала русская разведка, своевременно зафиксировав перемещения неприятеля и правильно оценив его намерения.
Решено было воспрепятствовать форсированию Вожи, для чего все силы русских выдвинулись навстречу татарам и встали на противоположном берегу. Подошедшие к Воже 11 августа 1378 года татары не решились сходу форсировать реку и замерли на месте, думая, как быть дальше.
Первый этап битвы. Стояние на Воже
Подошедшие к Воже татары остановились и стали искать возможности её форсировать. В свою очередь московские дружины пресекали все возможные попытки перебраться на противоположный берег. Позиция, которую заняли войска Дмитрия Ивановича, была очень впечатляющей, а с учётом того, что атаковать эти позиция нужно было из речной долины, их можно было назвать неприступными. Ещё одной важной особенностью тактического расположения русских войск было то, что оно препятствовало мобильным татарским частям использовать свои преимущества: ни обойти, ни тем более окружить русские силы незаметно или из боя они не могли. Однако, тактические манёвры у реки не могли продолжаться вечно.
Второй этап битвы. Форсирование Вожи и удар татар
Поскольку татарские войска численно превосходили русские, к тому же действовали на вражеской территории, они не могли долгое время оставаться на месте, иначе их припасы просто истощились бы и армия развалилась бы из-за голода. Поэтому Бегичка принял решение форсировать Вожу далеко на флангах русских войск, создавая видимость неподвижности центра. Поскольку численный перевес был на стороне татар, он мог выделить достаточные силы для внезапного удара. Удалившись от основных сил, татары пересекли реку и нанесли стремительный слаженный удар по флангам русских частей. В первые моменты удара могло сложиться впечатление, что русские дрогнули и дружины вот-вот бросятся врассыпную. Однако это было обманчивое впечатление, поскольку войска изначально расположились вблизи холма, рассчитывая воспрепятствовать быстрому перемещению татарской конницы, а потому некоторое отступление было естественной реакцией на внезапный удар. Отступив на заранее заготовленные позиции, русские отбили атаку и, перебросив на фланги подкрепления, начали помышлять о контрударе.
Третий этап битвы. Атака русских и разгром татар
Замешательство на флангах и переброска туда русских резервов привело к тому, что татары, зажатые на узкой полоске суши и лишенные возможности использовать мобильность своих конных частей, перешли к обороне. Решительный встречный удар они пресечь не могли, дрогнули и побежали. Но поскольку отступать было некуда, приходило бросаться лошадей и оружие, прыгать прямо в речку. Можно сказать, русские взяли реванш за тяжелое поражение на Пьяне. Когда угроза флангам миновала, войска Дмитрия Ивановича сами предприняли попытку форсировать Вожу с намерением ударить в центр татар. Однако полный разгром на флангах вынудил Бегичку бежать. Впрочем, свою жизнь Мурзе спасти не удалось – он погиб в том сражении. Сами силы татар были полностью разбиты и рассеяны. Такое тяжелое поражение не могло не обратить на себя внимание Мамая, который вскоре сам двинется навстречу своей смерти.
Потери сторон
Поскольку непосредственно в столкновениях погибла меньшая часть воинов, а основные потери были связаны с беспорядочным бегством и гибелью в водах реки, можно предположить, что потери русских были невелики и оценить их в 500-700 человек. В то же время потери татар были существенными и минимум в три раза превосходили потери противника. Речь идёт по меньшей мере о 3-5 тысячах человек.
Как это могло быть
В битве на Воже русские продемонстрировали, что умеют учиться на ошибках: грамотное построение, поддержание дисциплины в войсках, активное использование разведки и отслеживание перемещений противника – всего этого так не хватало в битве на реке Пьяна. Но существенное превосходство татар в численности над русскими дружинами отнюдь не гарантировало победу русского оружия в этом сражении. Что же мог сделать Бегичка, чтобы предотвратить разгром своего войска?
Продолжительные манёвры и отступление
Очевидным решением было уклонение от битвы. Действительно, татары не могли долго оставаться на одном месте, но и форсировать речку они были не обязаны. Если после продолжительных манёвров они не смогли найти удобного места для переправы и нанесения удара сконцентрированным кулаком, они могли просто изменить планы и отправиться грабить близлежащие земли, чтобы вынудить Дмитрия Ивановича преследовать их и дать бой в менее выгодных для него условиях. В этом случае татары, с учётом их значительного численного превосходства, имели все шансы на победу.
Разделение армии и переправа в нескольких местах
Вторым более рискованным вариантом была бы попытка разделить армию примерно на две равные части и попытаться переправиться в двух разных местах реки. Может возникнуть вопрос, чем это отличается от решения, принятого в самой битве. Но в действительности разница существенная. Центр татарских войск остался на месте, атака осуществлялась только фланговыми отрядами. В предлагаемой альтернативе удар по флангам наносят две примерно равные по численности группировки.
Если русское воинство разделилось бы на две части, то это было бы в пользу татар, так как по мере сокращения численности задействованных в боевых действиях отрядах численное превосходство начинает играть решающую роль, а если бы попыталось остановить переправу одного из отрядов, второй получил бы возможность обойти их и ударить в тыл. Таким образом, этот вариант был более многобещающим, чем принятое Бегичкой решение, однако шансы на поражение татар здесь были значительно выше, чем в рассмотренной первой альтернативе.
Выводы
Битва на Воже стала предтечей Куликовской битвы. Выдающийся результат, которого удалось добиться русской дружине, обусловлен как возросшим мастерством солдат и воевод, так и грамотным использованием имеющихся сил. Если в битве на Пьяне было нанесено тяжелейшее поражение, то уже через год русские продемонстрировали, чего можно добиться, если по уму использовать все имеющиеся силы и средства. Дисциплинированность, слаженность действий, решительность, разведка, пресечение манёвров мобильного противника, вместо пассивного ожидания – всё это позволило сокрушить численно превосходящие татарские силы.
Опыт битва на Воже был использован и в Куликовской битве, когда внезапный удар засадного полка сокрушил татар, при том, что битва складывалась в их пользу. Это в очередной раз показывает, какую громадную роль в победе играет отношение командующих к вверенным им силам.