Привет, с вами Игорь Рабинер.
Утром 19 декабря проснулся от мысли: как буду строить текст о финале? Что бы такого необычного сделать? Сразу же решил плясать от аргентинцев. Просто драма настоящая была именно вокруг Аргентины. Франция могла позволить себе проиграть. Она взяла мировое золото четыре года назад в «Лужниках». Да, красиво повторить достижение бразильцев 60-летней давности, побеждавших на ЧМ дважды подряд в 1958-м и 1962-м. Но ведь и проиграть не душераздирающе.
Идея оказалась простой — ещё до игры поговорить с обычными аргентинскими болельщиками, задав им первый и главный вопрос: «Что лично для вас значит Месси?». А потом уже попросить сравнения с Марадоной или чего-то еще — в зависимости от того, как пойдет разговор.
Побаивался, что воплощение идеи резко лимитирует мое незнание испанского. Но вот что интересно: услышав тему, каждый первый из опрошенных мною аргентинцев начинал говорить по-английски! Лучше или хуже — но начинал. Откуда-то он брался даже у пожилого человека — пусть и с примесью испанских слов.
Сложил, в общем, все яйца в одну корзину. Что бы делал, выиграй французы? А вот тут придумал бы что-то уже после матча.
Поговорил где-то с десятком людей. Вот прямая речь аргентинского народа.
- Для меня Месси — это все. Я еще не родилась, когда Марадона выиграл последний Кубок мира для Аргентины в 1986 году. И не видела никого лучше Месси. Помню, как навзрыд плакала, еще живя дома, когда мы проиграли в овертайме финал Германии в Рио-де-Жанейро.
Я давно уже переехала из Буэнос-Айреса в Нью-Йорк, работаю в банковской сфере. Смотрела все игры этого чемпионата мира по телевизору. И когда увидела, что моя страна и ее капитан Лео вышли в финал спустя восемь лет... И знала, что это последний его матч за сборную... Долго не думала. Купила билет в Доху. Здесь уже — билет на игру. И вот я здесь.
Это было не так просто, но и не так сложно, если ты готов платить. С авиабилетом повезло — поймала вариант за 2500 долларов. Да, немало, но морально готова была и к пяти тысячам. На игру — да, пришлось еще круче потратиться. 3500 долларов, безумные деньги. Но быть в Катаре и иметь шанс самой увидеть последний матч Месси за сборную — это стоит любых денег.
- Меня зовут Мануэль, мне 66 лет. Мой дед француз, а я — уже аргентинец. Я отставной военный. Был летчиком, служил на Мальвинских островах, воевал. Год назад вышел на пенсию и с тех пор путешествую — например, к сыну в Коста-Рику. Сейчас приехал с ним в прекрасную страну Катар и абсолютно счастлив. Ведь из-за службы я никогда не был на чемпионатах мира! А теперь могу увидеть, как Месси поднимает над головой Кубок. И не спрашивайте, кто важнее для Аргентины — Лео или Марадона. Оба! Месси — продолжение Марадоны, его ребенок. И если «папа» стал чемпионом мира, то и «сын» — тоже должен.
А вот рассказ радиожурналиста Хуана после матча:
- Когда Мбаппе забил первый пенальти, у меня появились скверные предчувствия. А после второго гола я не удержался и разрыдался. Как и после второго пенальти Мбаппе — ведь когда Месси забил третий мяч, я уже думал: все, мы выиграли!
Тут отдельная история. Я сидел рядом с шейхами, у которых очень много денег. Они видели мои эмоции — как я пел, плакал, снимал футболку после наших голов и махал ею. Видимо, это их проняло — и после матча они подарили мне изготовленную из дорогих материалов копию Кубка мира в специальной коробке.
Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Мне 28, и я не видел, как Аргентина выигрывает чемпионат мира. Отец рассказывал мне о Марадоне и Кемпесе, о золоте-1986 и 1978. О том, что эмоции золота Диего умножались еще из-за войны на Фолклендах. Но я всего этого не видел. Сегодня мы стали чемпионами мира, и мы с папой по телефону это уже, конечно, обсудили...