У английского короля Генриха VIII было шесть жен. Второй в этом списке стоит Анна Болейн, ставшая королевой после Екатерины Арагонской, и которой удалось изменить ход истории Англии.
О том, как закончила свои дни Анна Болейн, я уже писала в статье "История в картине. "Генрих VIII обвиняет Анну Болейн в измене". Сегодня же поговорим о другой картине, которая, наоборот, рассказывает о начале любви Генриха VIII и Анны Болейн.
Это картина ирландского художника Даниэля Маклиза, написанная в 1835 году. Понятно, что картина написана через много лет после изображенного на ней события.
Полотно переносит нас в далекий день 1 мая 1522 года. Дата известна точно, потому что в этот день при дворе английского короля проходил карнавал, устроенным в честь послов герцога Карла Бургундского.
Главным событием этого карнавала было представление, рассказывающее о нападении восьми рыцарей на Шато-Вер (Зелёный замок), в котором обитали красота, честь и шесть их служанок, символизировавших различные женские добродетели. В этом спектакле король Генрих VIII играл главного нападавшего, а Анна Болейн выступала как “Дама-стойкость”.
В то время Анне Болейн было около 15 лет (точнее сказать нельзя, потому что точная дата рождения Анны неизвестна. Одни считают, что она родилась в 1501 году, вторые уверены, что в 1507-м. Есть и такие, которые называют датой ее рождения 1499 год), Генриху - 31 год.
За год до этого Анна вернулась в Англию из Франции, где жила с детских лет. Она была вызвана в Англию для заключения брачного союза с сыном дальнего родственника семьи Пирса Батлера. Однако церемонии не суждено было состояться: Анна была назначена фрейлиной при королеве Англии Екатерине Арагонской.
Надо сказать, что совместная игра в спектакле не поимела последствий. Генрих VIII не заинтересовался Анной. Его больше привлекала старшая сестра Мария, которая числилась в любовницах английского короля.
Сёстры не были особо близки. И хотя, по мнению современников, Мария была привлекательнее сестры, но именно Анне удалось не только увести от сестры любовника, но и стать его законной женой.
Но это будет значительно позже, через 11 лет после первой встречи, в 1533 году.
А на картине Даниэля Маклиза Анна Болейн еще совсем молоденькая девушка.
В белом платье, с маской в руке и скромно потупившая глаза. Она знала как себя вести с монархами. Прожитые 7 лет при французском дворе в качестве фрейлины королевы Франции Клод Французской, старшей дочери Людовика XII и Анны Бретонской, научили её манерам. Именно там она постигла все тонкости великосветского флирта.
По воспоминаниям современников во внешности Анны не был ничего изящного. Вот как описывает Анну Марино Санудо, венецианский мемуарист: "Не самая прекрасная женщина в мире; у неё среднее телосложение, смуглая кожа, длинная шея, широкий рот, невысокая грудь, красивые темные глаза".
Генриха VIII художник изобразил в том виде, в каком его обычно и изображали. Большим, толстым, с массивной золотой цепью на шее. В наряде из позолоченного фриза и драгоценных камней, все это дополняла шляпа с белыми перьями.
Говорят, что на самом деле толстеть Генрих VIII начал к концу жизни. А так все отмечали его атлетическое телосложение благодаря его любви к рыцарским "забавам", охоте и теннису. Только после того, как уже в зрелом возрасте с Генрихом произошел несчастный случай, который привел к постоянной травме ноги, он начал набирать вес и превратился в итоге в того самого «человека-гору», каким мы его обычно и представляем.
На протяжении большей части своей жизни он брился. Также Генрих был очень высоким на свое время (191 см) и имел буйную копну ярко-рыжих волос.
Так что вопрос о том, насколько достоверно Даниэль Маклиз изобразил своих героев на картине, остается открытым.
Но как бы там не было, картина хороша! Художник изумительно изобразил и интерьеры дворца (были ли они такие в 16 веке, другой вопрос), и участников приема.
Так что есть что порассматривать, чем полюбоваться на репродукции картины, оригинал которой находится сейчас в частной коллекции.