Найти тему

«Витрина модерна» подрядчика Екимова

Банальная фраза «реклама – двигатель торговли» была актуальна практически во все времена и для любого рынка. Недвижимость не исключение. А тем более на стремительно росшем и высоко конкурентном рынке Петербурга в начале прошлого века. Безусловно, «показать товар лицом», в этом случае, было сложно и дорого, но, с другой стороны, здесь мало кто доверял просто «красивым картинкам». Потенциальные заказчики и покупатели, при учете возможных нешуточных затрат, хотели видеть именно конкретные примеры и образцы, наглядно подтверждавшие возможности продавца. На мой взгляд именно такой «витриной возможностей» был этот дом в самом начале Кирочной улицы, построенный по заказу потомственного почетного гражданина, крупного строительного подрядчика и столичного домовладельца Ивана Михайловича Екимова.

 

Внушительное шестиэтажное здание с двумя внутренними дворами возведено за один строительный сезон (всё-таки Екимов крупный подрядчик) и его отделка была полностью закончена в 1909-м. Автором проекта выступил довольно молодой и еще не очень известный в Петербурге архитектор Вильгельм Иванович Ван-дер-Гюхт. Почему столь ответственное дело было доверено опытным Иваном Михайловичем именно Вильгельму Ивановичу вопрос интересный.

 

Несмотря на звучную немецкую фамилию Вильгельм Иванович родился, получил начальное образование и сделал первые шаги в профессии, во вполне себе отечественной Одессе. Отслужив один год в армии Ван-дер-Гюхт продолжил образование уже в Петербурге на архитектурном факультете художественного училища при Академии художеств. При этом, явно не слишком богатый Вильгельм Иванович, вполне успешно совмещал учебу с различными вариантами практической работой в качестве помощника архитектора, техника и даже строительного десятника. Похоже именно эта практика в какой-то момент и свела вместе начинающего зодчего и «матерого» подрядчика. Конечно, Иван Михайлович в начале присмотрелся. Особенно к первым самостоятельным работам Ван-дер-Гюхта в стиле довольно помпезной поздней эклектики. А первый собственный заказ он доверил Вильгельму Ивановичу уже в 1906-м, избрав в качестве стиля для нового дома популярный тогда «доходный модерн», к которому, похоже, питал своеобразную слабость. Опыт оказался удачным и в выборе архитектора для реализации образцового проекта в престижном месте Иван Михайлович уже не сомневался. Ван-дер-Гюхт доверие это оправдал в полной мере.

 

Вильгельм Иванович проявил настоящий инженерный талант использовав дорогой участок с максимальной плотностью, разместив в доме 26 отдельных квартир. Самое дорогое жилье со всеми удобствами того времени, было только в лицевом корпусе. Все остальное – относительно комфортабельное, но уже без этих самых удобств. Такое решение демонстрировало, как можно эффективно решать вопросы обеспечения доходов для владельцев на ограниченном пространстве.

-2

Фасад повторял уже опробованный Ван-дер-Гюхтом дизайн, но был более солидно декорирован, с добавлением неоклассических деталей и без излишней вычурности.

-3

А вот в лицевой парадной Вильгельм Иванович сдерживать свою фантазию уже не стал. Такой размах модернового декора надо было еще поискать. Тут вам и очень буйная лепная растительность, и стильные маскароны, и удивительное лестничное ограждение по индивидуальному эскизу, дорогой лифт, солидные двери солидных квартир…

-4
-5
-6
-7
-8
-9

Каждая отдельная деталь органично дополняет общее впечатление.

-10

И если общая планировка здания убедительно демонстрировала, как можно строить рационально, то декоративная отделка наглядно показывала, как можно строить красиво. У каждого конечно может быть собственное мнение, но, на мой взгляд, тут Ван-дер-Гюхт создал практически идеальную «витрину» доходного модерна своего времени.

 

В последующем дом этот действительно стал для Екимова своеобразной визитной карточкой и продавать он его не собирался, сохранив за собой в качестве доходного, наряду с другими пятью зданиями в столице. Появился тут и свой «знаковый» жилец, имя которого было тоже своеобразной рекламой в определенных кругах. В 1910-м квартиру в доме снял знаменитый бессменный редактор чрезвычайно популярной в начале века газеты «Русское слово» Влас Дорошевич, который будет «квартирантом» Екимова почти пять лет….

 

Иван Михайлович и позднее продолжит вполне удачное сотрудничество с Вильгельмом Ивановичем, который построит для его семейства еще несколько доходных домов. Стоит сказать, что и в целом, Ван-дер-Гюхт, которому довелось активно работать в Петербурге всего десять лет, в основном выступал в роли своеобразного «отраслевого» зодчего. Достаточно взглянуть на список его заказчиков. Помимо подрядчика и домовладельца Екимова, есть там и одни из крупнейших домовладельцев Петербургской стороны супруги Чубаковы, и солидный столичный торговец строительными материалами Максим Александрович Долгополов. К сожалению, талантливый зодчий, в 1915-м оказался на фронте, а после возвращения с войны и всех революционных «штормов» индивидуальными архитектурными проектами уже не занимался, хотя, при новой власти и работал в различных профильных учреждениях. Скончался Вильгельм Иванович в 1943-м. Ему было уже 67 и блокадного голода он не вынес…

 

Такая вот история.